Оксана Морош
Консультация «Развитие эмпатии у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. Развитие эмпатии у детей
Ни для кого не секрет, как много внимания сейчас уделяется развитию интеллектуальных способностей у детей. Много развивающих центров и площадок дополнительного образования решают сейчас эту задачу. Беспокойство родителей о том, как ребенок справляется с интеллектуальными задачами, умеет читать и считать вполне понятно. Дети готовятся к поступлению в школу.
Публикация «Консультация „Развитие эмпатии у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
И для родителей важно, чтобы ребенок попал в ту школу, в которой он сможет освоить достаточно знаний для поступления в ВУЗ. Любой внимательный родитель мечтает дать своему ребенку хороший старт для вхождения во взрослую жизнь.
Решая эту задачу, взрослые часто упускают самое важное. Каким человеком с большой буквы будет ребенок. Как он будет строить отношения со сверстниками, взрослыми, насколько будет успешным социально. Возможно, это не случайно, не так просто вырастить гармоничную личность.
Думаю в первую очередь нужно научить ребенка понимать свои и чужие чувства. Для этого важно обсуждать ситуации, в которых оказывается ребенок или наблюдает их, даже если они вам кажутся мало значительными. Какие состояния, и чувства испытываются им и другими. Задавайте вопросы ребенку, как по его мнению в этом момент у другого человеку изменились чувства, почему он обиделся, заплакал или был рад, какие чувства были и какие стали после инцидента (ссоры, разногласия, вручения подарка и т. д.) что именно привело к таким последствиям?
Читая книгу или просматривая мультфильм, обсудите героев, будьте проводником в сложном душевном внутреннем мире, с его разнообразной гаммой оттенков и сочетаний. Инициируйте, способствуйте участие ребенка в театральных сценках, поощряйте ярко разыгрывать эмоциональные состояния, в соответствии с сюжетом. Это поможет преодолеть ребенку собственные трудности (застенчивость, робость, скованность и т. д.).
Акцентируйте внимание, как и когда, было возможно понять о состояниях персонажа, когда подобное состояние испытывал ребенок, что бы он мог спроецировать свое чувство на другого человека и лучше понять почувствовать его, быть толерантным к большому разнообразию душевных переживаний.
Высказывайтесь, как вы относитесь к происходящему, что было важным, как можно было избежать последствий, если знать какие чувства были вызваны ситуацией. Мы все знаем, что ребенок как зеркало, будет отражать мысли, чувства и поведение значимых для него людей в своем опыте. И мы хотим, чтобы ребенок вырос отзывчивым, добрым, надежным. Умел строить отношения с коллегами, друзьями, а в будущем сам смог создать семью и стать хорошим родителем.
Иногда нам родителям не всегда удается найти в себе силы быть хорошим примером. И тогда, в такие моменты важно помнить, что в первую очередь нужно как можно честнее объяснить причины и свои чувства, не замалчивая их. Открыто признаться, не боясь потерять авторитет и показаться слабым. Уметь выдерживать и чувства ребенка, какие бы они не были, даже если они нам не нравятся, обращают внимание других, вызывают неодобрение.
Открытость в отношениях, будет учить ребенка понимать и сопереживать. И возможно в подобных ситуациях, в будущем и ваш ребенок сможет честно признаться Вам в чем-то, не боясь не адекватной реакции с вашей стороны. Так поэтапно будет развиваться эмпатия.
Эмпатия - от греч. empatheia сопереживание
Развить навык внимательного отношения к своим и чужим чувствам, важно уметь отрефлексировать их, по многим причинам, например некоторые из них:
- профилактическая мера от пагубного воздействия стресса на физическое состояние, предотвращение появления психосоматических заболеваний;
- предотвращение невротических реакций на жизненные трудности;
- умение выходить из конфликтных ситуаций;
- профилактика дезадаптации в кризисных ситуациях и т. д.