наталья исакова
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством использования средств арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Среди множества проблем современности актуальное место занимает физическое и психическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внешних факторов. Наряду с этим, значительно менее изучены внутренние факторы, В качестве одного из таких внутренних факторов, регулирующим поведение и деятельности ребенка в социуме, а соответственно и его здоровье, является эмоциональная сфера развития.
Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что некоторые ребята испытывают трудности эмоционального развития :
• проявляют повышенную гиперактивность;
Публикация «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством использования средств арт-терапии» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• застенчивость;
• замкнутость;
• проявляют импульсивность эмоциональных реакций.
Я предположила, что использование инновационных методов и приёмов арт-терапии окажет влияние на коррекцию и развитие эмоциональной сферы у дошкольников.
Цель: научить ребёнка не только рисовать или лепить, слушать музыку и сказки, играть роли и петь песни, но и помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоциональные реакции.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ
В процессе взаимодействия с детьми для достижения поставленной цели я решала задачи.
• гармонизация эмоционального состояния детей;
• раскрытие творческого потенциала;
• развитие оригинальности мышления;
• улучшение внимания и памяти;
• формирование активной жизненной позиции;
• повышение самооценки.
ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ
Существует несколько видов арт-терапии, но на изотерапии я решила остановиться поподробнее.
При взаимодействии с дошкольниками я проводила арт-терапевтические занятия, которые способствовали ясному, тонкому выражению детских переживаний и проблем
с одной стороны, а творческому восприятию и самовыражению - с другой.
На начальном этапе использования методов арт-терапии я заметила, что дети стали ярче и нагляднее проявлять себя
в самостоятельной игровой деятельности;
в процессе музыкально-театрализованных постановках;
в результатах детского творчества (в рисунках, в изделиях из теста и пластилина, в поделках из бумаги и природного материала).
Из представленных мною методов изотерапии, я подробно остановлюсь на нетрадиционной технике рисования граттаж.
«Граттаж» это древняя техника выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тонким слоем туши или воска.
Особенности использования техники граттаж с дошкольниками
Несомненно, нетрадиционная техника рисования граттаж – это маленькая игра. ее использование очень нравиться детям и оказывает не только положительное коррекционное воздействие, но и содействует всестороннему развитию дошкольника.
Взаимодействие с детьми во время рисованияя в нетрадиционной технике граттаж строится на уважении, взаимном понимании, на выборе предпочтений, поэтому большинство ребят с удовольствием выполняют предложенные педагогом задания.
Важно заметить, что обстановка на занятиях абсолютно безопасная и спокойная. на них нет никакой конкуренции, каждый ребёнок делает то, что ему нравится и сам старается достичь поставленных целей, проявляя творчество и фантазию.
Непременно большое внимание уделяется результатам продуктивной деятельности детей, потому что именно они показывают, насколько действенна арт-терапия для определенного ребёнка, чётко проследить за развитием малыша, увидеть, нужно ли изменить подход или прием целенаправленного взаимодействия со стороны педагога.
Арт-терапия для дошкольников – очень важное направление, которое позволяет помочь ребенку адаптироваться в новых условиях, обрести свою индивидуальность, ускорить адаптацию и ощущать себя полноправным членом детского коллектива
На практике я наглядно убедилась, что создание эмоционального благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми.
А какой он, эмоционально благополучный ребенок?
Улыбчив, непосредственен, разговорчив, дружелюбен, уравновешен, не драчлив, доброжелателен, вежлив
Эмоциональное благополучие ребенка является условием
для гармоничного развитие личности дошкольника
и фундаментом сохранения его психологического здоровья.