Людмила Федина
Развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ посредством театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества.
А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ посредством театральной деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Современная специальная психология и педагогика все больше ориентируются на использование арт-терапии, а театральное искусство - это часть терапии. И как показывает практика, достаточно эффективное средство в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Такие дети зачастую лишаются возможности по-настоящему раскрыть свою индивидуальность; не умеют управлять своим телом и владеть своим голосом. Именно театр помогает ребёнку раскрыться, найти своё место среди сверстников и взрослых.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия, позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с развитием коммуникативных качеств личности, с созданием положительного эмоционального настроя, решением коррекционных задач обучения и воспитании. Театрализованная деятельность - это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка, его социализации.
У детей с ОВЗ наблюдается системное недоразвитие речи, познавательных процессов, наблюдается слабое моделирование отношений, они не проявляют активности для совместной деятельности, пассивны, эмоционально не устойчивы, не владеют умением общаться и договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга.
Воспитанники отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Детям сложно понимать обращенную к ним речь, следовательно, и выполнять задания.
Театральная деятельность предполагает такой уровень и такое качество вовлечения детей в мир художественного произведения, когда дети радуются и огорчаются, восхищаются и негодуют, думают, сомневаются, решают проблемы вместе с героями произведений. Театр позволяет одновременно сделать далекое - близким, непонятное - понятным, безразличное - значимым.
Театр – искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника – своя творческая задача, даёт детям возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу.
Через театральную деятельность можно обратиться к эмоциональному опыту детей, учить их распознавать чувства, как свои, так и других людей, знакомить с основными эмоциями : радостью, страхом, гневом, грустью, обидой и т. д. Ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость
Использование театрализованной деятельности позволяет не только знакомить их с миром прекрасного или расширять представления об окружающем, но и пробуждает способность к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.
Игровая роль — та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.
Очень часто материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки, несущие в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.
Сказка, являясь одним из элементов культуры, создает возможности для развития творческого воображения ребенка, подключения его образного мышления к волшебному, и реальному плану.
Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.
Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застен-чивостью.
Поэтому, в процессе системно и комплексно создаются условия для развития :
1. Познавательных способностей. Через разнообразную тематику, яркость сюжетов и богатство жанров художественных произведений. образность и яркость изображения окружающей действительности служит эффективным средством расширения знаний и ознакомления с миром и явлениями природы.
2. Интеллекта – это грамотные вопросы, поставленные к прочитанному художественному тексту, побуждают к размышлению.
3. Речи, так как в процессе театрализованной деятельности происходит обогащение и активизация словаря, совершенствование монологической и диалогической речи, формируется грамматика, отрабатывается «звуковая сторона речи».
4. Творческого воображения. Ведь театрализованную деятельность дети нередко вводят новые сюжеты, порой не связанные друг с другом, иногда в реальные события включают моменты из прочитанных сказок, рассказов, вплетают новые сюжетные линии, меняют зачин, концовку.
5. Памяти. Заучивание монологов и диалогов персонажей, описаний явлений природы прекрасно тренирует произвольную память. Постепенно увеличивается и ее объем.
6. Нравственных качеств. Известно, что художественные произведения имеют богатое этическое содержание. В них ярко раскрываются и обсуждаются такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность, смелость и другие, осуждаются и критикуются ложь, предательство, трусость.
7. Эстетического вкуса. Красочное оформление спектакля, подготовка декораций, костюмов способствует развитию чувства прекрасного.
8. Эмоций. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоционально-чувственное развитие ребенка. Яркость образов, эмоциональность передачи чувств и переживаний героев не могут оставить равнодушной детскую душу. Участвуя в постановке, дети учатся передавать различные эмоции и чувства
Следует отметить, что драматизация помогает преодолеть пассивность, которая характерна для детей с ОВЗ : во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело.