наталья немкова
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы
▼ Скачать
«Математика-царица наук» - всем известно это выражение. С математикой мы идём нога в ногу всю свою жизнь. Появившись на свет у нас сразу измеряют вес и рост. Ещё не зная, что такое математика мы изучаем её правила и закономерности.
В детском саду мы не учим математике, мы формируем математические представления. Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Публикация «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы» размещена в разделах
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она приводит в порядок ум! Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы подразумевает развитие у детей различных видов деятельности: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
В соответствии с ФГОС ДО основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются :
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение.
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8. Развитие инициативности и активности детей.
То есть мы в дошкольном возрасте
1. Формируем систему элементарных математических представлений.
2. Формируем предпосылки математического мышления.
3. Формируем сенсорные процессы и способности.
4. Расширяем и обогащаем словарь и совершенствуем связанную речь.
5. Формируем начальные формы учебной деятельности.
Одним из существенных компонентов процесса обучения являются формы его организации. В дидактике «форма» (устройство, строй, система организации, внутренняя структура) рассматривается как способ построения учебной деятельности. Организационные формы обучения должны надежно обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечная цель которого - содействие всестороннему и в первую очередь интеллектуальному развитию детей.
Основной формой работы по формированию элементарных
математических представлений является занятие
(непосредственно образовательную деятельность). На занятиях
решают большую часть программных задач. У детей
формируют в определённой последовательности
представления, вырабатывают необходимые умения и навыки.
Активная деятельность детей на занятиях обеспечивается в
первую очередь правильной структурой занятия, которая в свою
очередь определяется объёмом, содержанием, сочетанием
программных задач, уровнем усвоения соответствующих знаний
и навыков, возрастными особенностями детей.
Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учё том следующих принципов:
1. Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
3. Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.
4. Системность - этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Наглядность
6. Повторность
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:
-учитываются особенности психики ребенка;
-учитываются индивидуальные особенности детей;
- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;
- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.
Прежде чем наметить для себя план работы по развитию математических представлений нами был проведен мониторинг по выявлению уровня усвоения знаний по ФЭМП у наших детей. Проведённая диагностика показала, что большинство детей имеют средний уровень развития в этой области, но есть и с низким уровнем. Было принято решение регулярно использовать в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, а также вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют.
Часто свои занятия я начинаю с элементов игры, появления «гостей», «письма», либо необычной игровой ситуации с элементами проблемности, что всегда вызывает интерес у детей. Благодаря таким играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра, постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Мы заметили, что построенная таким образом образовательная деятельность, дает свои результаты, у тех детей, которых сложно было чем-то заинтересовать, проявился интерес к математике. На занятиях стараюсь разнообразить математический материал по характеру, тематике, способу решения, чтобы научить детей обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, решать проблемы, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
В своей работе использую разнообразные по форме занятия (игры-путешествия, математические КВН, Что?ГДЕ?Когда?, викторины и т. п.) Они рассматриваются как одна из эффективных форм обучения дошкольников. Такие занятия строятся на игровых видах познавательной деятельности и имеют информационно - развлекательное содержание. Главное здесь - совместная неформальная деятельность детей и взрослых.
Практика дошкольного образования показывает, что на
успешность обучения влияет не только содержание
предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая
способна вызывать заинтересованность ребенка и его
познавательную активность. Так детям предлагаю в ходе «путешествия» или во время интеллектуальной игры преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполняя задания математического содержания, соревноваться друг с другом или с героями. Наши дети очень полюбили такие занятия, они сами не замечая того, учатся и познают математику. Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в игре математического направления моя роль - роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач. Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Индивидуальная работа – форма работы развития математических представлений. Она помогает педагогу позаниматься в индивидуальном порядке с ребенком, который не успевает или не понимает тот или иной вопрос. Именно индивидуальная работа помогает ребенку подтянуться по знаниям до своих сверстников, закрепить или повторить материал и почувствовать на занятиях себя более уверенно. Так у нас, например, Лазаренко Андрей совершенно не ориентировался на листе бумаги во время графических диктантов или при написании узоров на листке в клетку, после нескольких индивидуальных занятий он стал лучше ориентироваться, перестал «пугаться чистого листа», конечно, ошибки у него все еще бывают, но по крайней мере он уже начал хоть что-то делать на занятии, а не просто сидеть, сложив руки. Артем Нечаев практически на всех занятиях ничем не занимается, после проведенного ряда индивидуальных работ, он стал выполнять некоторые задания одним из первых и самое главное ему это стало нравится.
Самостоятельная деятельность и дидактические игры – это тоже формы работы по ФЭМП, которые тесным образом связаны друг с другом.
В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды :
- настольно-печатные игры;
- игры для развития логического мышления;
- головоломки;
-логические задачи;
-кубики, лабиринты, головоломки;
-игры на составление целого из частей;
- игры на передвижение.
Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности.
Организовываю игры и задания с блоками Дьенеша, “Танграм”, палочками Кюизенера, квадратом Воскобовича, игры с интерактивной доской, в группе есть материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, математические тетради и прописи, это и сюжетные картинки и дидактические, настольнопечатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото. Помимо этого, наши дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком, разные ходилки. Предлагая ребёнку игру, я прежде всего ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, стараюсь привлекать малоактивных детей, заинтересовывать их и помочь освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои успехи.
Используя различные игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей в процессе использования развивающих игр видна положительная динамика.
Вывод: Регулярное использование системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.