Приложение МААМ

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы

наталья немкова
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы
▼ Скачать + Заказать документы

«Математика-царица наук» - всем известно это выражение. С математикой мы идём нога в ногу всю свою жизнь. Появившись на свет у нас сразу измеряют вес и рост. Ещё не зная, что такое математика мы изучаем её правила и закономерности.

В детском саду мы не учим математике, мы формируем математические представления. Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Публикация «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы» размещена в разделах

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она приводит в порядок ум! Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы подразумевает развитие у детей различных видов деятельности: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

В соответствии с ФГОС ДО основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются :

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение.

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Развитие инициативности и активности детей.

То есть мы в дошкольном возрасте

1. Формируем систему элементарных математических представлений.

2. Формируем предпосылки математического мышления.

3. Формируем сенсорные процессы и способности.

4. Расширяем и обогащаем словарь и совершенствуем связанную речь.

5. Формируем начальные формы учебной деятельности.

Одним из существенных компонентов процесса обучения являются формы его организации. В дидактике «форма» (устройство, строй, система организации, внутренняя структура) рассматривается как способ построения учебной деятельности. Организационные формы обучения должны надежно обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечная цель которого - содействие всестороннему и в первую очередь интеллектуальному развитию детей.

Основной формой работы по формированию элементарных

математических представлений является занятие

(непосредственно образовательную деятельность). На занятиях

решают большую часть программных задач. У детей

формируют в определённой последовательности

представления, вырабатывают необходимые умения и навыки.

Активная деятельность детей на занятиях обеспечивается в

первую очередь правильной структурой занятия, которая в свою

очередь определяется объёмом, содержанием, сочетанием

программных задач, уровнем усвоения соответствующих знаний

и навыков, возрастными особенностями детей.

Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учё том следующих принципов:

1. Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

3. Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.

4. Системность - этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

5. Наглядность

6. Повторность

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:

-учитываются особенности психики ребенка;

-учитываются индивидуальные особенности детей;

- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.

Прежде чем наметить для себя план работы по развитию математических представлений нами был проведен мониторинг по выявлению уровня усвоения знаний по ФЭМП у наших детей. Проведённая диагностика показала, что большинство детей имеют средний уровень развития в этой области, но есть и с низким уровнем. Было принято решение регулярно использовать в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, а также вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют.

Часто свои занятия я начинаю с элементов игры, появления «гостей», «письма», либо необычной игровой ситуации с элементами проблемности, что всегда вызывает интерес у детей. Благодаря таким играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра, постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Мы заметили, что построенная таким образом образовательная деятельность, дает свои результаты, у тех детей, которых сложно было чем-то заинтересовать, проявился интерес к математике. На занятиях стараюсь разнообразить математический материал по характеру, тематике, способу решения, чтобы научить детей обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, решать проблемы, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

В своей работе использую разнообразные по форме занятия (игры-путешествия, математические КВН, Что?ГДЕ?Когда?, викторины и т. п.) Они рассматриваются как одна из эффективных форм обучения дошкольников. Такие занятия строятся на игровых видах познавательной деятельности и имеют информационно - развлекательное содержание. Главное здесь - совместная неформальная деятельность детей и взрослых.

Практика дошкольного образования показывает, что на

успешность обучения влияет не только содержание

предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая

способна вызывать заинтересованность ребенка и его

познавательную активность. Так детям предлагаю в ходе «путешествия» или во время интеллектуальной игры преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполняя задания математического содержания, соревноваться друг с другом или с героями. Наши дети очень полюбили такие занятия, они сами не замечая того, учатся и познают математику. Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в игре математического направления моя роль - роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач. Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Индивидуальная работа – форма работы развития математических представлений. Она помогает педагогу позаниматься в индивидуальном порядке с ребенком, который не успевает или не понимает тот или иной вопрос. Именно индивидуальная работа помогает ребенку подтянуться по знаниям до своих сверстников, закрепить или повторить материал и почувствовать на занятиях себя более уверенно. Так у нас, например, Лазаренко Андрей совершенно не ориентировался на листе бумаги во время графических диктантов или при написании узоров на листке в клетку, после нескольких индивидуальных занятий он стал лучше ориентироваться, перестал «пугаться чистого листа», конечно, ошибки у него все еще бывают, но по крайней мере он уже начал хоть что-то делать на занятии, а не просто сидеть, сложив руки. Артем Нечаев практически на всех занятиях ничем не занимается, после проведенного ряда индивидуальных работ, он стал выполнять некоторые задания одним из первых и самое главное ему это стало нравится.

Самостоятельная деятельность и дидактические игры – это тоже формы работы по ФЭМП, которые тесным образом связаны друг с другом.

В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды :

- настольно-печатные игры;

- игры для развития логического мышления;

- головоломки;

-логические задачи;

-кубики, лабиринты, головоломки;

-игры на составление целого из частей;

- игры на передвижение.

Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности.

Организовываю игры и задания с блоками Дьенеша, “Танграм”, палочками Кюизенера, квадратом Воскобовича, игры с интерактивной доской, в группе есть материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, математические тетради и прописи, это и сюжетные картинки и дидактические, настольнопечатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото. Помимо этого, наши дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком, разные ходилки. Предлагая ребёнку игру, я прежде всего ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, стараюсь привлекать малоактивных детей, заинтересовывать их и помочь освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои успехи.

Используя различные игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей в процессе использования развивающих игр видна положительная динамика.

Вывод: Регулярное использование системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Линейный календарь как способ развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представленийЛинейный календарь как способ развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений Цель: формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Задачи: - Дать детям элементарные представления.

Развитие речи, элементарных математических представлений и познавательной сферы посредством кубиков ЛегоРазвитие речи, элементарных математических представлений и познавательной сферы посредством кубиков Лего Эффективным решением в работе коррекционного педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является применение конструктора.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы
Опубликовано: 18 ноября 2023 в 13:32
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы» (включая файлы) размещена пользователем наталья немкова (УИ 179881) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД