Ирина Томова
Развитие творческой индивидуальности в продуктивных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческой индивидуальности в продуктивных видах деятельности».
Открытие и утверждение своего «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, т. е. становление и осмысление себя
А. В. Петровский
«Индивидуализация – это процесс порождения и рефлексии человеком своего опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели….» Юсфин С. М. Михайлова Н. Н.
Публикация «Развитие творческой индивидуальности в продуктивных видах деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Актуальность темы: В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.
В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий:
между ориентацией нового содержания образования на творческое развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения;
между сформированностью у дошкольников определенной системы фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;
между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого-педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.
Ведущая педагогическая идея опыта
Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.
Методологическую основу составили следующие труды:
- концепция деятельностного подхода (работы А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна) ;
- идея развивающего обучения (Л. С. Выготский) ;
- положения теории Л. С. Выготского и Б. М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования о специфике художественно-творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;
- теория игры (представлена в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, М. Д. Маханевой, Л. В. Артемовой и др.) ;
Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы. Были изучены «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
В своей работе я опиралась на методические разработки программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, технологию ТРИЗ Г. С. Альтшуллер - эти авторы предлагают новые формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях.
Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:
1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка- дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);
2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;
3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.
Компоненты творческих способностей :
1. творческое мышление;
2. творческое воображение.
Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.
Цель моей педагогической деятельности создание условий для развития художественно - творческих способностей разных категорий детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество».
2. Отбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов способствующих развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
3. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность, формирование их психолого-педагогической компетентности в области детского художественного творчества.
4. Формирование у детей позиции художника- творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, активизация творческих проявлений.
5. Развитие собственной креативности.
6. Развитие у детей компонентов продуктивной деятельности : - целеполагания, - освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности, - развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
7. Анализ результатов педагогической деятельности.
Описание опыта педагогической деятельности.
На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, систематизировала полученные знания. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество». Основные методы, применяемые для диагностики – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа. Так жен были разработаны индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка, в которых учитывались индивидуальные потребности в развитии в области «художественного творчества» и так же в остальных общеобразовательных областях.
В диагностике принимали участие 20 детей в возрасте 4-5 лет, Первичная диагностика показала, что у 30 % (6 детей) детей низкий уровень развития художественно – творческих способностей, у 50 % (10 детей) – средний уровень, у 20 % (4 детей) - высокий уровень развития художественно – творческих способностей. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.
Наиболее низкие баллы у детей по показателям «способен самостоятельно действовать в повседневной жизни с изобразительными материалами, пластическими материалами, используя различные способы действия с ними», «участвует в обсуждении будущего продукта деятельности». Это говорит о неготовности детей к экспериментальной деятельности, неумению использовать нетрадиционные техники рисования. Многие дети не могут выбрать тему для своих работ, так как их опыт творческой деятельности не богат. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.
Основные направления моей деятельности :
1. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
2. Обогащение развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающих художественно – творческое развитие.
3. Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей по образовательной области «Художественное творчество».
4. Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.
5. Развитие собственной креативности.
Второй этап деятельности по своей теме я начала с обогащения развивающей среды. Так в группе появился «центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, коктельные трубочки, ватные палочки, набор для творчества «Эбру», бумага разного качества, вата, синтепон, бросовый материал и т. д. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности, и развитию художественно- творческих способностей осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций, на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами; на других – осваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами. Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей: чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части провожу постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому- нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки). Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта, вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого – либо продукта детского творчества. В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию, и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправлялись в путешествие или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.
Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:
Приемы ТРИЗ-технологий, например даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «портрет пришельца»; рисование по необычным словам которые придумывают сами дети «Снегоеды», «Зайцемух»; Рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».
Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой.
Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.
В рисовании: ладонная и пальцевая техники, гратаж, кляксография, рисование по соли, печатание штампами, листьями, рисование на воде «Эбру», рисование на песке.
В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина). Использование пищевых продуктов (круп, соли, окрашенного песка и других материалов). Проводила такие ситуации как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали, на что похож отпечаток ладони, и предлагала дорисовать до какого – либо образа.
Все эти приемы благодаря своей необычности использования материала очень нравятся детям, они с легкостью начинают работу, ведь нет конкретной установки, что должно получиться, это и помогает ребенку всегда находиться в состоянии успеха.
Следующее условие формирование художественно - творческих способностей детей, это развитие креативности самого педагога.
Результат моей педагогической деятельности :
- Создала развивающую среду в группе.
-Родители стали активными субъектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.
- Систематизировала и обогатила, применила на практике свои знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей детей дошкольников.
Для детей:
Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.
Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.
Появился интерес к творческому экспериментированию.
Субъективная новизна, оригинальность и вариативность, как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;
У детских работ появился индивидуальный почерк.
Повысился уровень ручной умелости, координации движений.
Повысился уровень художественно – творческих способностей.
Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.