Ирина Капитова
Развитие творческого потенциала ребенка в театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Девиз моей работы «Да здравствуют, умные волшебники!»
Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком достаточно было, быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.
Творческий потенциал можно определить как поле видимых, но еще не реализованных возможностей и идей.
Публикация «Развитие творческого потенциала ребенка в театральной деятельности» размещена в разделах
Развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребенка : через игру, фантазирование, сочинительство.
Все это может дать театральная деятельность, поскольку:
*она основывается на театральном искусстве, объединяющим все виды искусства.
*близка к игре.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей : развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.
С целью определения уровня развития творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте декабре 2007г. Провела диагностику. Для исследования мною были адаптированы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова.
Критерий диагностики :
*Реализм воображения;
*Умение видеть целое раньше частей;
*Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений;
*Детское экспериментирование.
Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.
Проведя диагностику, увидела следующие результаты:
*Развитие реализма воображения у 66,5% детей находится на низком уровне, и у 33,5% детей - среднем.
*Развитие такой способности, как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений у 61%детей - на низком уровне, у 39% - на среднем уровне.
*Способность видеть целое раньше частей у 42,8% детей показали результат на низком уровне, на среднем уровне 42,8% и у 14,4% детей, на высоком уровне.
Дети столкнулись с большими трудностями, при выполнении заданий: методика «Солнце в комнате» дети испытывали трудность исправить картинку, а дети которые исправляли, были не уверены в своем решении.
Методика «Складная картинка» - при складывании картинки дети не смогли сохранить целостность изображения, с трудом ответили на вопрос : «Что станет с уткой, если я сложу картинку вот так?»
Методика «Как спасти зайку?» - на вопрос «Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?» - пытались использовать предметы в готовом виде, но некоторые преобразовывали с элементами простейшего символизма (палка- бревно, у 5 детей находящихся на высоком уровне имеет место установка на преобразование наличного предметного материала (из листа кораблик, что свидетельствует о характере творческих решений.
Сделала вывод: у каждого ребенка есть творческий потенциал, но его нужно развивать.
Исходя из этого, поставила перед собой цель: «Развить творческий потенциал детей, через театральную деятельность»
Для достижения цели определила, следующие задачи:
1) Активизировать творческое отношение к миру, к себе лично, через разные виды деятельности – театральную деятельность, изо деятельность, конструирование, художественный труд, музо. Учить самостоятельно находить способы образной выразительности.
2) Развивать специальные игровые умения – с позиции «зритель», «артист», «режиссер», «декоратор»; чувство партнерства.
3) Воспитывать у детей уважение к искусству, как к очень ценному общественно- признанному делу.
Для того чтобы решить выше изложенные задачи, необходимо создать условия:
Первое условие : создание обстановки, опережающей развитие детей.
Второе условие: творческий процесс требующий максимального напряжения сил.
Третье условие : предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел.
Помощь взрослых - это четвертое условие успешного развития творческих способностей.
Пятое условие комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Для того, чтобы решить поставленные мною задачи, свою работу разбила на этапы:
Подготовительный этап:
1. Подбор методической литературы;
2. Подобрала и адаптировала диагностику универсальных творческих способностей у детей В. Сальниковой и В. Кудрявцевой;
3. Составила мини-тест для родителей «Помогаете ли вы развиваться ребенку творчески?»;
4. Подбор игр для картотеки для развития творческих способностей у детей;
5. Организация семейного клуба «Колобок»;
6. Разработка проекта предметно-развивающей среды групповой комнаты и спальни.
Основной этап или этап реализации: Театрально-игровая деятельность, которая осуществлялась в трех направлениях:
1. Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета).
2. Исполнительское (речевое, двигательное).
3. Оформительское (декорации, костюмы, атрибуты).
Совместная работа с родителями.
Провели родительское собрание «Развитие творчества у детей, через театральную деятельность, (познакомили с предметно-развивающей среды группы, составили план посещений театральных пятниц. .
Работа с детьми.
Уделяла большое внимание развитию воображения и фантазии. Сначала детям предлагала придумать к знакомой сказке свое начало, середину, конец. Затем стало интересно превращаться в «сказочников» и придумывать свои сказки.
После, я заметила, что некоторые дети по своей инициативе стали инсценировать свои произведения, используя для этого, не готовые куклы и ширмы, а кукол сделанных из глины, на занятии лепка, а вместо декораций и ширмы использовали макеты, так же сделанных их руками на занятиях по художественному труду, ширмой служили платки, шарфы из уголка ряженья.
Здесь и зародился детско-взрослый проект «Сказка своими руками»
Дети, все стремились сочинить свою сказку.
Мы сочинили очень много авторских сказок и кукол сдели своими руками: «Пластелиновый театр», «Театр трафаретик», «Веселый шарик», «Театр смешариков», «Театр оригами»,»Театр головастиков», «Театр паралончик», «Театр волшебная коробочка», «Театр глиняных фигур», «Театр прищепка», «Театр магнитик»(это круглые магниты разной величины, разного цвета- предметы заместители или фигурки сделанных детьми в свободное время из гипса).
Также использовала в работе с детьми разные игры, этюды для развития творческих способностей : на прогулках, занятиях, в свободное время, в индивидуальной работе с детьми.
Значительным достижением в развитии творческой личности является участие в городском детском фестивале театрального творчества в 2009 году. Участвовали в районном форуме детских исследовательских работ «Мир вокруг нас», с детским проектом «Сказка своими руками». Дети были награждены грамотой и дипломом.
Мы с ребятами часто посещаем детскую библиотеку.
Есть у нас еще одна традиция, сочинять сказки дома вместе с родителями. Дети приносят в группу свои придуманные дома сказки с рисунками и помещают их в «Книгу сказок», а некоторые дети решили сделать дома свои книжки-малышки. И для детей нет большего удовольствия, чем слушать и разыгрывать свои незатейливые истории. Неоднократно приглашали для просмотра малышей.
Организовать родительский клуб «Колобок», где родители могли бы не только поделиться между собой информацией и опытом, но и мы педагоги могли оказать помощь в информировании по этой теме.
Чтобы объединить детей и родителей мы организовали в группе «Семейный театр».
В апреле 2009 года мы организовали фестиваль семейных театров.
А в организации этих ярких творческих дел, выступаем конечно же мы педагоги нашей группы. Мы стремимся сделать жизнь воспитанников содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Заключительный этап: провела диагностику, оформила книгу «Сказка своими руками», совместно с родителями оформили альбом «Книга сказок», обобщила опыт поданной теме, подготовила ряд консультаций для воспитателей, участвовала в педсовете на тему: «Театр как синтез всех видов искусств», где подготовила и провела с педагогами интегрированное занятие «Сказочный образ Бабы Яги», разработала методические рекомендации для воспитателей «Работа со сказкой»,
Для того чтобы увидеть результат своей работы провела повторную диагностику 20 апреля 2009 г. и увидела, что уровень развития творчества у детей вырос : реализация воображения- низкий уровень снизился на 47%; средний уровень вырос на 27%, а высокий уровень стал – 14%
*умение видеть целое раньше частей – низкий уровень снизился на – 23,5%, средний уровень вырос на 9%, а высокий уровень стал – 33%
*надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – низкий уровень снизился на 33%, средний уровень вырос на 14%, высокий уровень стал 51,5%.
Исходя из этого
Сделала вывод, что творческий потенциал есть у каждого ребенка, его можно и необходимо развивать и самый оптимальный вид деятельности для этого театральная деятельность. В данный момент я начала работу по развитию потенциала у детей раннего дошкольного возраста.