Виктория Жихарева
Статья «ТРИЗ — технология воспитания успешного человека»
▼ Скачать + Заказать документы
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"
(Г. С. Альтшуллер).
Жизнь в наши дни не стоит на месте. Наступило то время, когда важно формировать у людей умение жить в изменяющемся мире. Испокон веков общество стремилось прививать подрастающему поколению черты, необходимые для жизни в существующем обществе. Менялись лишь требования к тем самым передаваемым чертам и способам их прививания. Наша жизнь — это сеть, сотканная из различных картин:
- картина желаний
- картина физических возможностей
Публикация «Статья „ТРИЗ — технология воспитания успешного человека“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- картина финансовых возможностей
- картина этических норм
и т. д.
В чем же особенность наступившего третьего тысячелетия? Чтобы быть успешным человеком, раньше достаточно было быть хорошим ответственным исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями. В наши дни кроме всего выше перечисленного необходимо еще быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Следуя импульсу желания, человек должен уметь передвигаться по сети картин, добраться до определенного узелка и изменить его, чтобы преобразовать желание в действительность. Для этого ему необходимы знания, которые позволят представлять эту сеть картин со всеми её связями, чтобы определить узелок, изменение которого воплощает нужное желание и чтобы ориентироваться в возможных способах его изменений. Воплощение желаний приводит к изменению себя и окружающего мира. Часть картин при этом приходят в негодность или видоизменяются и их надо строить заново. Чтобы личность смогла быть успешной в быстро меняющемся мире, она должна уметь согласовывать динамичные картины знаний, желаний и возможностей и управлять ими. Другими словами существует необходимость развивать у подрастающего поколения гибкость, динамичность и нестандартность мышления — умение быстро перестраиваться и выстраивать новую цепочку связей. В связи с этим в наши дни мы вынуждены отказаться от привычного нам способа передачи знаний, собственных ценностей и черт поведения будущему поколению. В чем же заключается тогда смысл передачи опыта? Задача всех занятых воспитанием людей – воспитать новое поколение. В третьем тысячелетии необходимо поколение людей, обладающее высоким творческим потенциалом, способное к самостоятельному добыванию новых знаний и владеющее навыком оперативно корректировать имеющуюся картину мира в соответствии с вновь полученными знаниями. Оригинальное мышление – это гарант выживания в борьбе за место под Солнцем в наши дни. Реалии современности предъявляют новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к его начальной ступени – дошкольному образованию. Задача педагога состоит не в том, чтобы найти одаренного гения, а в том, чтобы целенаправленно формировать творческие способности детей, развивать в них гибкость, мобильность, нестандартность мышления.
Детский возраст - период расцвета воображения и важный период для развития этого ценного качества. Что как ни воображение является одним из основ творческого человека. А проявить себя в творчестве является огромным желанием каждого ребенка. Этим объясняется активное стремление ребенка рисовать, лепить, клеить, создавать что-то из бумаги и пр. Только творчество, умение придумывать, создавать новое лучше всего формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и интерес к познанию мира. Поэтому очень важно максимально использовать именно этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей свободен от стереотипов навязанных «опытом жизни» и традиционными представлениями взрослых «как все должно быть», именно это и позволяет детям с легкостью изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, что взрослые давно разучились видеть.