МААМ-картинки

Развитие творческого мышления при помощи сказок через мнемотаблицы

Cветлана Ворончихина
Развитие творческого мышления при помощи сказок через мнемотаблицы
▼ Скачать + Заказать документы

Дети очень любят рассказывать и сочинять сказки. Известно, что сказочники не только рассказывали сказки, но и одновременно с этим сочиняли их. Сказка зарождалась на основе непосредственной импровизации. Они увлекали слушателей не только волшебной фабулой, но и своим красноречием. В сказке устанавливалась своеобразная, оптимально удобная для запоминания и произведения сказовая композиция. В сказке утвердилась и особая произносительная культура устной речи.

Публикация «Развитие творческого мышления при помощи сказок через мнемотаблицы» размещена в разделах

Сказка является одной из сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создает.

Сказка - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, развивает его творческое мышление, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств.

Большую роль играет подбор вопросов при работе со сказкой.

Основной задачей в работе со сказкой я выделяю развитие творческого мышления.

Творческое мышление – это умение находить свободные от стереотипов, новые решения задач; умение достигать результата; понимание причин и различных последствии тех или иных действии.

Развивая мышление детей необходимо придерживаться принципов:

1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,

3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Оттолкнувшись от содержания сказки, заинтересовав ребёнка новым необычным персонажем, педагог может организовать познавательную беседу. Рассказыванию и сочинению сказок всегда сопутствует изобразительная деятельность.

Одним из методов развития творческого мышления в работе со сказкой считаю использование мнемотаблиц. Данную методику предлагает Т. В Большева в пособии «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».

Мнемотаблица- это схема, в которую заложена определенная информация.

Работа с мнемотаблицами направлена так же на выполнение следующих задач:

Развитие памяти, внимания, образного мышления;

• Перекодирование информации, т. е преобразование из абстрактных символов в образы.

Работа с детьми по усвоению мнемотаблиц осуществляется поэтапно.

Русская народная сказка «Курочка Ряба».

I. Рассматривание таблицы, изображенного на ней.

II. Осуществление преобразования из абстрактных символов в образы.

III. После перекодировки осуществляется пересказ сказки с опорой на символы. Сказку могут рассказать сами дети либо совместно с воспитателем.

IV. Дети делают графические зарисовки с помощью мнемотаблиц.

V. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.

В средней группе мнемотаблицы необходимо использовать цветные, так как в этом возрасте для детей имеет важное значение цветовое обозначение предмета, образа (лисичка-рыжая, мышка – серая, цыпленок – желтый и др.)

На этом этапе дети осознают сказку и происходящее в ней.

В старшем возрасте дети не только пересказывают сказку, закодированную в мнемотаблице, но и сочиняют собственные сказки. Дети ассоциируются изображенные символы с новыми образами.

Мнемотаблицы и мнемодорожки используются в разнообразных видах занятий: развитие речи, обучение грамоте, творчестве, экологическом воспитании.

Работая с детьми при помощи коллажей и мнемотаблиц, можно отметить, что дети с интересом слушают сказку, легко запоминают текст, опираясь на таблицу, воспроизводят содержание. В течение периода работы над сказкой дети выполняют ряд заданий, направленных на интеллектуальное развитие. Так дети знакомятся с буквами, участвуют в занятиях по творчеству, играх, разучивают стихи. Работа в свободной деятельности стала разнообразнее, так как содержание занятий органично вносится в игровую среду.

Таким образом, с помощью схем-моделей, мнемотаблиц, коллажей удалось достичь следующих результатов :

• у детей появилось желание пересказывать сказки - как на занятии, так и в повседневной жизни;

• расширился кругозор знаний об окружающем мире; Активизировался словарный запас;

• дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Таким образом, наглядность в виде моделей любого плана, помогает детям в освоении многих задач. Дети развиваются всесторонне, хорошо подготовлены к школе, где важно развитие психических процессов : внимания, памяти, мышления и в этом помогает мнемотехника.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний»Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого мышления при помощи сказок через мнемотаблицы
Опубликовано: 6 января 2022 в 05:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого мышления при помощи сказок через мнемотаблицы» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Ворончихина (УИ 123781) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД