Cветлана Ворончихина
Развитие творческого мышления при помощи сказок через мнемотаблицы
▼ Скачать + Заказать документы
Дети очень любят рассказывать и сочинять сказки. Известно, что сказочники не только рассказывали сказки, но и одновременно с этим сочиняли их. Сказка зарождалась на основе непосредственной импровизации. Они увлекали слушателей не только волшебной фабулой, но и своим красноречием. В сказке устанавливалась своеобразная, оптимально удобная для запоминания и произведения сказовая композиция. В сказке утвердилась и особая произносительная культура устной речи.
Публикация «Развитие творческого мышления при помощи сказок через мнемотаблицы» размещена в разделах
Сказка является одной из сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создает.
Сказка - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, развивает его творческое мышление, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств.
Большую роль играет подбор вопросов при работе со сказкой.
Основной задачей в работе со сказкой я выделяю развитие творческого мышления.
Творческое мышление – это умение находить свободные от стереотипов, новые решения задач; умение достигать результата; понимание причин и различных последствии тех или иных действии.
Развивая мышление детей необходимо придерживаться принципов:
1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.
2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,
3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Оттолкнувшись от содержания сказки, заинтересовав ребёнка новым необычным персонажем, педагог может организовать познавательную беседу. Рассказыванию и сочинению сказок всегда сопутствует изобразительная деятельность.
Одним из методов развития творческого мышления в работе со сказкой считаю использование мнемотаблиц. Данную методику предлагает Т. В Большева в пособии «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».
Мнемотаблица- это схема, в которую заложена определенная информация.
Работа с мнемотаблицами направлена так же на выполнение следующих задач:
• Развитие памяти, внимания, образного мышления;
• Перекодирование информации, т. е преобразование из абстрактных символов в образы.
Работа с детьми по усвоению мнемотаблиц осуществляется поэтапно.
Русская народная сказка «Курочка Ряба».
I. Рассматривание таблицы, изображенного на ней.
II. Осуществление преобразования из абстрактных символов в образы.
III. После перекодировки осуществляется пересказ сказки с опорой на символы. Сказку могут рассказать сами дети либо совместно с воспитателем.
IV. Дети делают графические зарисовки с помощью мнемотаблиц.
V. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.
В средней группе мнемотаблицы необходимо использовать цветные, так как в этом возрасте для детей имеет важное значение цветовое обозначение предмета, образа (лисичка-рыжая, мышка – серая, цыпленок – желтый и др.)
На этом этапе дети осознают сказку и происходящее в ней.
В старшем возрасте дети не только пересказывают сказку, закодированную в мнемотаблице, но и сочиняют собственные сказки. Дети ассоциируются изображенные символы с новыми образами.
Мнемотаблицы и мнемодорожки используются в разнообразных видах занятий: развитие речи, обучение грамоте, творчестве, экологическом воспитании.
Работая с детьми при помощи коллажей и мнемотаблиц, можно отметить, что дети с интересом слушают сказку, легко запоминают текст, опираясь на таблицу, воспроизводят содержание. В течение периода работы над сказкой дети выполняют ряд заданий, направленных на интеллектуальное развитие. Так дети знакомятся с буквами, участвуют в занятиях по творчеству, играх, разучивают стихи. Работа в свободной деятельности стала разнообразнее, так как содержание занятий органично вносится в игровую среду.
Таким образом, с помощью схем-моделей, мнемотаблиц, коллажей удалось достичь следующих результатов :
• у детей появилось желание пересказывать сказки - как на занятии, так и в повседневной жизни;
• расширился кругозор знаний об окружающем мире; Активизировался словарный запас;
• дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
Таким образом, наглядность в виде моделей любого плана, помогает детям в освоении многих задач. Дети развиваются всесторонне, хорошо подготовлены к школе, где важно развитие психических процессов : внимания, памяти, мышления и в этом помогает мнемотехника.