Шклярская Ксения
Развитие творческих способностей у детей посредством нетрадиционной техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей у детей через нетрадиционную технику рисования»
Шклярская Ксения Игоревна
воспитатель
МБДОУ ПГО «Детский сад № 32» г. Полевской
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Творческая личность востребована во всех сферах деятельности. Люди, способные к саморазвитию и самосовершенствованию, к поиску и принятию нестандартных решений поистине важнейший капитал современного общества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Чрезвычайно значимо решение этой задачи в период дошкольного детства, т. к. данный возраст признан отечественными и зарубежными психологами и педагогами этапом интенсивного развития личности, её психологических процессов, чувств, представлений, отношений, интеллектуальных и художественных способностей.
Современное образование находится сегодня в поиске новых педагогических идей, нетрадиционных средств и технологий развития ребёнка.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
1. Необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
2. Сформировать у них изобразительные навыки и умения.
3. Развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому тему: «Развитие творческих способностей у детей через нетрадиционную технику рисования» я считаю актуальной.
Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка.
Что такое творческие способности?
Сегодня творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих:
• умение познавать все новое;
• стремление к познанию;
• активность и живость ума;
• умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное
• стремление к постоянным открытиям;
• умение применять на опыте полученные умения и знания;
• свобода воображения;
• интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.
По мнению ученых О. М. Дьяченко, К. Торренс, В. В. Давыдова, Е. Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном возрасте.
Поэтому развитие творческих способностей детей - одна из главных задач воспитания.
Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого.
Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта - учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В. А. Сухомлинский.
Цель моей работы:
Создать педагогические условия для развития творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования и аппликации.
Образовательные задачи:
• Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
• Учить основным приемам техники «бумажная пластика»;
• Закреплять приобретённые умения и навыки, показать детям широту их возможного применения;
• Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
Развивающие задачи:
• Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
• Развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, пространственное воображение;
• Развивать мелкую моторику рук;
• Развивать внимание, память и глазомер;
Воспитательные задачи:
• Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
• Воспитывать аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.
Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ:
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. Сотрудничество ДОУ с семьей;
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Для реализации поставленных мною задач я разделила свою работу на три этапа:
1.Констатирующий этап - методическое и дидактическое обоснование проблемы.
Проведя анализ теоретического материала по теме «Развитие творческих способностей ребенка посредством нетрадиционного рисования», я пришла к выводу, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов.
С целью определения имеющихся знаний по данной теме у родителей воспитанников, я провела анкетирование: «Любит ли ваш ребенок рисовать?». После анализа анкет, оказалось, что развитие творчества, по мнению родителей, не является важной задачей для детей дошкольного возраста. Поэтому я составила план работы с родителями по теме: «Развитие творческих способностей у детей через нетрадиционную технику рисования». Для определения направлений в работе с детьми по данной теме я провела диагностику по кружковой работе, исходя из результатов диагностики, разработала перспективное планирование, за основу взяла литературу:
• Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду» занятия в ИЗОстудии- ТЦСФЕРА- М. 2009»
• Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб: КАРО, 2010
2.Формирующий этап - целенаправленная работа со всеми участниками педпроцесса.
На данном этапе я работала по двум направлениям:
• Организованная деятельность с детьми;
• Взаимодействие с родителями.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Образовательные технологии, приемы и методы
Образовательные технологии
Перечисленные ниже методики и технологии обеспечивают выполнение программы и соответствуют принципам полноты и достаточности:
- Игровая технология;
- Технология сотрудничества (В. Дьяченко, А. Соколов и др.);
- Технология проектной деятельности.
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
• Игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
• Игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
• Постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
• Игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
• Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
• Цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т. д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
• Механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
• Позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
• Уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
• Неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
• Диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
• Сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
• Сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Технология проектной деятельности
Концептуальные идеи и принципы:
• Развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
• Особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
• Способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
• Интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
• Завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Методы обучения:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Приемы:
- показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
- использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т. д.); фонограмм;
- игровые приёмы;
- индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
- обследование, рассматривание, наблюдение.
Я, считаю, что нетрадиционные техники рисования позволяют сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:
• Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
• Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
• Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
• Развивается мышление, речь, воображение
• Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
• Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
• Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
• Взаимодействие с родителями.
Многие исследователи отмечают, что работа по развитию творчества ребенка должна проводиться в тесном контакте с родителями.
Результаты анкетирования определили направления, по которым я строила взаимодействие с родителями. Взаимодействие строилось через детей к родителям. Всё, чем мы занимались с детьми в кружковой работе, оформлялось в памятки для родителей, проводились индивидуальные консультации и т. п.
Чтобы вовлечь родителей в организацию развивающей среды, я предложила оформить многофункциональную ширму по рисованию, с целью стимулирования у детей стремления применять полученные знания, навыки в самостоятельной деятельности.
Был оформлен уголок «Наше творчество» в приемной, где вывешивались работы детей.
Предлагались такие консультации как «Рисование – это интересно», «Аппликация помогает ребёнку развиваться», «Нетрадиционное рисование».
Проводился практикум для родителей по нетрадиционному рисованию, где родители сами получили навыки в рисовании нетрадиционными способами.
Проведенная диагностика говорит о том, что дети приобрели определенные умения и навыки.
Анкетирование родителей в мае 2023 года выявило повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей нетрадиционным техникам рисования, по сравнению с показателями сентября 2022 года.
Большинство родителей считают, что данная тема – одна из важных направлений в работе как детского сада, так и родителей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Таким образом углубленная работа по теме: «Развитие творческих способностей у детей через нетрадиционную технику рисования» способствовала тому, что воспитанники и их родители стремятся создать новое, оригинальное, формированию у детей способности выражать восприятие окружающего мира, совершенствовать интеллектуальные и творческие способности и креативное мышление.
Я считаю, что данная тема всегда была и будет актуальной. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.