Елена Рева
Развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад работает по программе «Детство». В этой программе больше внимания уделяется обучению детей традиционным методам и приёмам рисования. Чтобы повысить результативность работы с детьми по разделу «Ребенок в мире изобразительного искусства», я решила использовать в своей работе не только традиционные, но и различные нетрадиционные техники рисования, так как они не так часто используются в практической деятельности. А именно они способствуют развитию творческого воображения, фантазии, приобщению к искусству
Публикация «Развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Мною была определена цель работы: создание условий для развития творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования. В связи с этим были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей.
2. Создать условия, необходимые для овладения творческими навыками посредством нетрадиционных техник рисования.
3. Определить критерии, показатели и уровни творческих способностей дошкольников.
4. Выявить динамику уровня развития творческих способностей.
Для реализации моего педагогического опыта мною были рассмотрены теоретические основы использования нетрадиционных техник рисования в художественном творчестве
Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Ведущим свойством развития творческих способностей является творческое воображение, потому что признаками творчества являются новизна и оригинальность. К опорным свойствам способностей относится чувствительность зрительного анализатора, сенсомоторные качества руки, образная память. Необходимым фоном этой способности является определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.
Теорией развития творческих способностей, исследованиями проблем детского творчества, теориями изображения различными материалами занимались такие специалисты Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Я. Шибанова, Р. Г. Казакова, Т. В. Слепцова
Занимаясь изобразительным искусством, нетрадиционными техниками рисования, ребенок овладевает практическими навыками художника и дизайнера, осуществляет творческие замыслы, расширяет кругозор, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, творческое мышление.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Нетрадиционные техники рисования используются с детьми всех возрастов. С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками. Начиная со среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками : оттиск поролоном, тычок жесткой полусухой кистью, оттиск печатками из ластика, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки, рисование ватными палочками. А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники : кляксография, монотипия, печать по трафарету, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой и др.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы, мною были изучены следующие техники рисования и их значение в развитии ребенка :
Кляксография, кляксография с трубочкой, рисование нитью, рисование мыльными пузырями, рисование вдвоем на длинной полосе бумаги, рисование тычками, рисование с секретом в три пары рук, Оттиск смятой бумагой, свеча и акварель, восковые мелки и акварель, набрызг, отпечатки листьев, рисование штампами, рисование на мокрой бумаге, монотипия.
Достаточно подробно изучив теорию, я сделала вывод, что использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию творческих способностей, воображения, а также овладению навыками изобразительной деятельности у детей.
Мною было проведено диагностирование, направленное на обследование у детей творческих способностей. Были использованы диагностики «Свободный рисунок» и «Круги» авторов Г. А. Урунтаевой и Л. Ю. Субботиной:
Тест № 1 «Свободный рисунок».
Направлен на определение уровня развития творческого воображения
Тест № 2 «Круги»
Направлен на изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения.
Полученные результаты были занесены в таблицу и описаны в диаграмме:
Результаты начального обследования показали, что уровень творческого воображения у детей развит недостаточно. Дети в большинстве случаев не могут самостоятельно создавать новые образы, которые должны реализовываться в оригинальных и ценных продуктах деятельности. У большинства детей в рисунках нет ничего оригинального, слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали, либо рисунок вообще состоит из отдельных штрихов и линий.
После изучения теории и проведения начальной диагностики, я определила план работы:
1. Введение нетрадиционных способов рисования в непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
3. Создание картотеки творческих игр.
4. Создание картотеки способов нетрадиционного рисования.
1. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. В ходе работы я использовала разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, предоставляла возможность выбора. Создавались ситуации, где дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Работа проводилась в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с дошкольниками. Особое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми. При организации занятий, выборе материала и темы, учитывались индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно).
Занятия с детьми проводятся в форме совместной партнёрской работы, когда в группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте.
В модели организации непосредственно образовательной деятельности нашей группы предусмотрено два занятия по художественному творчеству, где на одном мы изучаем и закрепляем навыки рисования, а на другом мы знакомимся либо с нетрадиционной техникой рисования, либо декоративно-прикладным искусством. Таким образом, непосредственная образовательная деятельность с использованием нетрадиционных техник проводится один раз в две недели.
Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован уголок изодеятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества :
бумага разного цвета, фактуры и формы, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь и акварель, кисти тонкие и толстые, картон (белый и цветной, различные по толщине нитки и веревочки, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, расчески, поролоновые штампы, свечи, листья, ватные палочки, перья, кусочки ткани, тычки, трубочки для коктейля и т. д.
В группе оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать свои успехи в творческой деятельности. При работе с нетрадиционными техниками дети пользуются схемами последовательного выполнения работы. Весь материал находится в свободном доступе. В режиме самостоятельной деятельности. используется чаще всего вечером.
1. Мною были систематизированы игры и упражнения на развитие творческих способностей. Составлена картотека, в которую входят игры на воображение, фантазию, внимание, память, гибкость мышления, мелкую моторику, невербальное общение и др. (когда используются – в утренний отрезок времени, фрагментами на занятиях, в совместной деятельности вечером, или когда бывает свободная минутка). Связь с учителем –логопедом (на ее занятиях тоже)
2. Также мною была составлена картотека способов нетрадиционного рисования с детьми старшего дошкольного возраста, которой пользуются педагоги детского сада.
Реализации работы по развитию творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования способствует организация кружка «Талантливые пальчики», план которого был разработан на год. Проводятся занятия в рамках данного кружка один раз в неделю.
В процессе работы я увидела, что для полной картины определения эффективности развития творческих способностей у детей недостаточно развита мелкая моторика. Поэтому было решено, в своей работе уделить особое внимание ее развитию. Для этого в работе с детьми включалась пальчиковая гимнастика и различные упражнения (завязывание шнурков, застегивание пуговиц, лепка, вырезание и др.). Все это способствовало развитию мелкой моторики.
Для эффективности работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками я использовала такие формы работы, как:
1. Сотрудничество с родителями,
2. Оформление тематических стендов,
3. Открытые занятия,
4. Консультации для педагогов и родителей,
5. Мастер-классы.
Использование различных техник рисования способствовало развитию поставленных задач : дети перестали бояться рисовать, придумывают и изображают свой замысел, фантазируют. Благодаря системной работе уровень развития творческих способностей повысился, что наблюдалось в повседневной деятельности дошкольников.
После осуществления выше описанной работы с детьми мною было проведено заключительное диагностирование. Результаты зафиксированы в диаграмме.
Результаты диагностического обследования позволили увидеть динамику развития творческих способностей, показали положительное влияние по развитию творческих способностей, что предоставило возможность улучшить результаты. Изучив развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования, получив положительные результаты
Деятельность, построенная на системной, комплексной работе с использованием нетрадиционных техник рисования, повлияла на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.