Олеся Николаевна Семёнова
Развитие творческих способностей детей с помощью оригами
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
Глава 1. История возникновения и создания оригами
1.1. История бумаги
1.2. История оригами
1.3. Материалы, приемы и методы создания модели.
2. Роль оригами в воспитании, обучении и развитии ребенка
2.1. Обучение предметным дисциплинам через оригами
2.2. Психотерапевтические эффекты оригами
2.3. Первые книги по оригами.
Публикация «Развитие творческих способностей детей с помощью оригами» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.
Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага.
С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов.
В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня, как педагога заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, развития произвольности всех психических процессов, повышения эффективности обучаемости на основе яркого эмоционального самовыражения.
Актуальность темы. Оригами входит в факультативную программу обучения многих образовательных программ. Некоторые педагоги успешно создают авторские программы и комбинируют оригами с преподаванием геометрии, истории культуры, фольклора, изобразительного искусства и технологии. Оригами помогает осваивать чтение и математику, улучшает почерк. Занятия складыванием способствует развитию психологических контактов между педагогом и детьми. Оригами является искусством и ему присущи свойства характерные для занятий, которые без сомнений относятся к художественной деятельности. Фигурки оригами способны быть образами и доставлять эстетическое наслаждение, нести отпечаток личности творца.
Цель – изучить особенности оригами, как искусства и определить степень его влияния на развитие ребенка.
Задачи:
1. изучить литературу по теме работы;
2. дать определение, выявить что-то главное;
3. изучить историю создания и возникновения искусства оригами;
4. рассмотреть варианты выполнения моделей.
Структура: работа состоит из введения, где представлены цели и задачи, актуальность выбранной темы реферата, двух разделов содержащих сведения об истории возникновения бумаги и оригами, методах и формах работы, а так же влияние оригами на развитие ребенка, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОЗДАНИЯ ОРИГАМИ
1.1. История бумаги
Бумага является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся на каждом шагу, но редко кто задумывается о том, что бумага - необыкновенное изобретение человека. Изобретение бумаги справедливо приписывают китайцам. Еще до нашей эры они писали на деревянных бамбуковых дощечках и шелке. Способ фиксации знаний на дощечках был неудобен. А шелк, хоть и являлся прекрасным материалом для письма, был слишком дорогим. Поэтому в дело шли даже самые малые его обрезки, которые смачивали и растирали между камнями. Полученную кашицу наливали на ровную поверхность и сушили под гнетом. Это была еще не бумага в строгом смысле слова, но уже шаг к ее изготовлению. Подобную технологию использовали и восточные туркмены для изготовления тончайшего войлока. Для этого они распускали в воде небольшие кусочки шерстяной нити. Их затем отлавливали ситом, отбрасывая на специальный пресс, отжимали и сушили.
К 3 в. до н. э. китайцы заменили шерсть и шелк более дешевым и доступным материалом – растительными волокнами, используя для этого толченую кору тутового дерева и размочаленные стебли бамбука. Получился совершенно новый материал-бумага. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги, технологию ее производства было запрещено вывозить за границу. Официальной же датой «появления» бумаги в Китае считается 105 г. до н. э., когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии.
Позже, появляется много мелких мастерских, производящих бумагу. Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникает в 1871. К тому времени в стране уже было открыто более 3,5 тысяч мастерских по изготовлению бумаги.
В 751 г в результате военного конфликта в плен к арабскому халифу попадают мастера - бумагоделы. Далее искусство изготовления ценного материала медленно проникает на Запад. В 1150 году испанцы перенимают секрет, затем технология переходит в Германию, Венгрию, Францию, Швецию.
В России производство бумаги начинается позже, чем в Европе. На протяжении 200 лет бумагу закупали за рубежом. Древнейший из известных в настоящее время русский документ на бумаге- договорная грамота князя Симеона Гордого- составлена в 1340 г, а старейшая рукописная книга на бумаге- «Поучения Исаака Сирина»- относится к 1381 г. Собственное изготовление бумаги в России появляется во времена царствования Иоанна Грозного, когда под Москвою на реке Уче построили первую бумажную мельницу. Несколько крупных бумажных мельниц, построенных по европейским образцам, появились при Петре I.
Старинная технология производства бумаги сохраняется в Японии и до сегодняшнего дня. Мастерам, овладевшим тайнами древних ремесел, присваивается звание "живое сокровище" и выделяется значительная стипендия. Вместе с крупнейшими фабриками, производящими ежедневно километры бумаги в рулонах, работают маленькие мастерские, где выделывают вручную отдельные дорогостоящие листы бумаги "ваши". Эта бумага очень прочная - она выдерживает несколько тысяч сгибов. На бумаге "ваши" после окончания первой мировой войны был подписан Версальский договор о мире.
2.2. История оригами
У историков не вызывает сомнения, что бумага была изобретена в Китае. Однако, не смотря на существование небольшого числа изделий, сложенных из бумаги, традиционно считающихся китайскими, родиной оригами стала именно Япония. Возможно, это объясняется тем, что в Японии процесс складывания удачно иллюстрировал некоторые мировоззренческие идеи философии Дзен.
Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзен-буддизма.
Буддисты были первые, кто обратил внимание на мелочь и уничтожил деление мира на высокое и низкое (в отличие от западного сосредоточения на общих законах, пристрастия к крупному, приводящему к делению искусств на высокие и низкие, занятий на важные и не очень). Они обратили свое внимание на все, что непрочно, на миг, на мельчайшую малость, с замечательной целью – чтобы поймать в ней, в мелочи, дыхание вечности, ибо в мире все связано со всем. Они искали в простейшем проявления единой и неделимой истины – макото – ибо любая малость содержит ее, и надо уметь ее, Истину, там обнаружить.
Японские буддисты разработали поразительной силы способы, позволяющие увидеть Истину. Они открыли самый верный ее признак: красоту. Японская ветвь буддизма пошла по пути незаметного, избрала красоту показателем истины. На этом пути японцы открыли красоту недолговечности, простых вещей, налета времени на вещах.
Вот почему оригами не родилось, например, в Китае, где также был расцвет дзен- (кит. чань) буддизма. Китайцы искали истину в другом направлении, там не существовало би-до – пути красоты, т. е. представления о красоте, как пути к Истине.
Появление авторских моделей и бурное развитие оригами, как направления современного искусства началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного японского мастера Акиры Йошизавы. Он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигуры.
Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками. С IX века в Японии живет обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки.
До сих пор складывают в Японии ката-сиро – восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; складывают гофу - бумажные амулеты; и нагаси-бина – символ семейной гармонии: он и она в бумажном кимоно на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты до сих пор пользуются харам-гуси – метелкой, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из нее придается эзотерический смысл.
Итак, к появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну листа бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов "бумага" и "божество" - "ками". В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, которые наполняли кусочками рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений богам.
1.3. Материалы, приемы и методы создания модели.
Существует несколько приемов и способов выполнения фигурок оригами. Традиционно принято считать, что фигурки выполняют из бумаги, но существуют и другие материалы для выполнения моделей. Для достижения художественного эффекта для каждой работы необходимо подобрать подходящую бумагу или другой материал. В Японии существует десятки разновидности бумаги: данси- песчано-древесная бумага (период Нара 710-794, газенси-бумага для каллиграфии и рисунков тушью, сенси-рисовая бумага для рисования и др.
Приемы работы с бумагой могут быть разными, например английский дизайнер Поль Джексон создавал объемные композиции из жатой бумаги, которые демонстрировал на выставках абстрактного искусства. Метод мокрого складывания используют в своих работах Акира Йошизава, Майкл Ляфосс и др. С помощью мокрого складывания оригами можно придать природную живость форм и заставить бумагу держать форму. Для достижения этих целей можно использовать фальгу.
Любопытный метод разработали японские технологи для придания оригами прочности. Для этого фигурки складываются из специальной волокнистой бумаги, бумага хорошо держит складки и не раскисает при намачивании. Готовые модели смачивают водой, содержащей глину, высушивают и обжигают в печи. В 1999г директором японского центра керамики была разработана специальная «керамическая бумага», которую можно складывать как обычную бумагу. Другой способ керамических оригами придумала Е. Колесникова, она изготовила фигурки оригами из тонко раскатанных пластов глины. После покрытия глазурью и обжига фигурки становятся вечными. Свой метод придания прочности оригами предложил художник из Саратова В. Чернов. Он начал складывать не бумагу, а листы жести. Фигурки складывают по намеченным линиям паттерна. Такое направление развития оригами представляется интересным, способным придать оригами функции городской скульптуры.
Складывать можно не только бумагу, но и ткань. Различные гофрировки находят свое применение в оформлении складок-плиссе, манжет и воротников. Моделирование головных уборов из квадратного куска ткани без надрезов и сшивок. В Японии уже в ХI в монахи используют во время изотерических ритуальных церемоний камико- нижнее одеяние из бумаги.
ГЛАВА 2. РОЛЬ оригами в воспитании, обучении и развитии ребенка
2.1. Обучение предметным дисциплинам через оригами
В конце ХХ века возник новый термин «оригаметрия» обозначающий область геометрии, в которой задачи решаются методом складывания. Оригаметрия –область очень молодая, и пока не существует учебников и соответствующих программ. С точки зрения живущего в Италии японского математика Хуми аки Хузита, оригаметрия базируется на шести аксиомах. Существует единый сгиб: проходящий через две данные точки; совмещающий две данные точки; совмещающий две данные прямые; проходящий через данную точку и перпендикулярный данной прямой; проходящий через данную точку и помещающий другую данную точку на данную прямую; помещающий каждую из двух данных точек на одну из двух данных.
Разнообразные задачи, связанные со складыванием, позволяют развивать у детей пространственное мышление. Задачи упражнения проводятся в качестве разминки, примеры задач можно найти на страницах журнала «Оригами» начиная с 1998г в рубрике «Контрольные по оригами».
На уроках изобразительного искусства в рамках учебной программы предусматривается выполнение аппликации, где появляется возможность «оживить» сложенные фигурки. К примеру, простой сложенный ребенком грибок прикрепляется на лист бумаги и фантазиям юного творца есть, где развернуться. Он может нарисовать лес или лукошко с грибами. А может это будет рекламный плакат или плакат, предупреждающий о ядовитых грибах. С помощью аппликации можно выполнить открытки в технике оригами. Оригами предоставляет прекрасные возможности для декоративного оформления открытки. Изготовить модули можно из чайных пакетиков квадратной или прямоугольной формы, пакетики ярко раскрашены и получающиеся из них орнаменты выглядят очень живописно. Искусство оригами позволяет выполнить ряд интересных моделей, фигур, трансформацию плоскостей, трансформацию цилиндров, модель спирали ДНК, додекаэдр, маски и многое другое.
Чаще всего оригами преподают детям, педагогами многих стран было замечено, что оригами:
• Учит слушать устные инструкции учителя;
• Учит совершать последовательные действия;
• Развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;
• Улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объемными предметами;
• Учит читать чертежи, по которым складывают фигурки;
• Развивает уверенность в своих возможностях;
• Знакомит с геометрическими понятиями, стимулирует развитие памяти;
• Развивает творческие способности и исследовательские навыки.
Известно, например, что прибывшему Петербург в начале ХХвека преподавателю английского языка ЧарльзуГиббсу именно оригами помогло завоевать доверие маленького царевича Алексея.
2.2. Психотерапевтические эффекты оригами
Складывая Фигурки из бумаги, человек поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Занятия оригами можно считать своеобразной психиатрией, которая позволят отвлечь от повседневной обыденной жизни, забот и тревог, позволяет прикоснуться к сферам, лежащим выше плоскостей обыденности. Занятия оригами активизирует работу левого и правого полушария головного мозга, так как требует одновременного контроля обеих рук. Психологами были проведены специальные исследования о влиянии оригами на развитие детей, их познавательные и психомоторные особенности. Работа проводилась психологами из Ростова-на-Дону, супругами Шумаковыми. Уровень интеллекта детей определялся до и после проведенного цикла занятий с помощью методики Равена. Уровень пространственного воображения оценивается по тесту Barron, где особое внимание обращается на образность и тщательность прорисовки рисунка. Динамику психомоторных показателей определяли с помощью теппинг-теста Е. П. Ильина, основанного на определении максимального темпа движения рук. Уровень тревожности анализировался с помощью методики Люшера.
Основываясь на полученных результатах исследования, можно сделать следующие выводы:
• Оригами повышает моторику рук;
• Повышает работу правого и левого полушария головного мозга;
• Повышает интеллектуальные способности;
• Активизирует творческое мышление и развивает пространственное воображение;
• Улучшает глазомер;
• Снижает уровень тревожности;
• Повышает и стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние.
Психотерапевтические эффекты оригами были подтверждены с помощью научных методов.
2.3. Первые книги по оригами
Первым японским изданием по оригами считается книга "Семба-цуру ориката", которая вышла в свет в 1797 г. Перевод ее названия "как сложить тысячу журавлей" явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной-единственной модели - журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в нее моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. Например, они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены кончиками крыльев или клювами. Для складывания такой конструкции делают заготовки из полос или прямоугольников с недоведенными до конца надрезами, которые превращают заготовки в наборы квадратиков. Автором "Сембадзуру ориката" считается настоятель храма Рокан. В том же 1797 г. он выпустил книгу "Чашингура ориката", в которой было показано, как с помощью складывания и ножниц сделать из бумаги главных персонажей популярной в то время пьесы "Чашингура".
В 1845 г. в Японии издается книга "Кан-но-мадо", что в литературном переводе означает "зимнее окно", или точнее "окно середины зимы". Она включает инструкции, большей частью словесные, как складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Знатоки истории оригами утверждают, что именно в "Кан-но-мадо" впервые печатается схема складывания базовой формы "лягушка" и самой фигурки на этой основе. Появление этой книги в период Токугава (1603 – 1867 гг) не случайно. Именно это время характеризуется началом "демократизации" оригами - превращения этого занятия из ритуально-храмового действа в популярный досуг. Название книги указывает на оригами как на занятие, с помощью которого можно приятно скоротать длинный зимний вечер. Но есть и иное толкование названия – как намек на свет скромных знаний, которые можно из нее почерпнуть.
В 1879 г директор школы для девочек Саки Нобузоу сделал для своих маеньких учениц книгу по оригами, содержащую инструкцию складывания 20 несложных классических фигурок. В 1885 г Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами "Ориката", которая позже была переведена на английский язык.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оригами прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость. Это и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.
Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом, вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.
Но все – таки оригами прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.
Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины магазинов. Красивые и выразительные маски широко продаются как настенные украшения. Многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы. Муниципалитеты платят за оформление городских праздников, шоу и карнавалов. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афонькин С. Ю. Веселые уроки оригами в школе и дома СПб «Лира»,2001
2. Афонькины С. и Е. Все об оригами СПб ООО «СКЭО Кристалл», 2006
3. Богатеев З. А. Чудесные поделки из бумаги М. П,1992
4. Стейберг М. Смастерим из бумаги. Складывание. - Талин, 1988
5. Тарабанина Т. И. Оригами и развитие ребенка Ярославль: «Академия развития»,1998
6. Чернов В. Оригами для детей и взрослых. Животные и птицы. -Саратов, 1996