Юлия Федосеева
Проект «Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста через нетрадиционные способы рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: образовательный, творческий
Авторы проекта: Смирнова Людмила Викторовна, Федосеева Юлия Вячеславовна
Участники проекта: воспитатели, родители, дети второй группы раннего возраста
Целевая группа: 24 ребенка
Масштаб: долгосрочный с сентября 2018г. по май 2019г.
Общие сведения о детях: вторая группа детей раннего возраста «Пчёлки» – дети 2-3 года. Посещают группу 24 ребёнка из них 9 девочек и 15 мальчиков.
Актуальность
Публикация «Проект „Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста через нетрадиционные способы рисования“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей раннего и младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.
• Мелкой моторики пальцев рук.
• Психических процессов
• Тактильной чувствительности
• Познавательно-коммуникативных навыков.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Практика показывает, что некоторые дети не интересуются различными видами изобразительной деятельности, не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатого до конца, некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе.
Поэтому мы решили разработать проект, в котором происходит развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техик рисования и формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
• Обучающая: познакомить с приемами нетрадиционной техники рисования; способствовать развитию умения различать цвета и называть четыре основных цвета.
• Развивающая: поощрять инициативу и самостоятельность в выборе техники нетрадиционного рисования; развивать умение видеть образ в своих рисунках, рассказывать о них.
• Воспитывющая: воспитывать интерес к изобразительной деятельности
Этапы реализации проекта:
I этап – Информационно-подготовительный (сентябрь):
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные способы рисования для малышей».
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Мониторинг.
II этап – Практический (октябрь-май):
1. Непосредственная работа по проекту.
2. Участие в творческих конкурсах.
III этап – Итоговый (май):
1. Презентация проекта на родительском собрании.
2. Оформление выставки детских работ для родителей «Вот так мы можем!»
3. Мониторинг.
Необходимые условия реализации проекта:
1. Психологические: создание обстановки эмоционального благополучия.
2. Материально-технические: создание и обновление предметно-развивающей среды, канцтовары: карандаши цветные, краски гуашь, краски акварель, чашка для красок, бумага цветная, бумага белая различных форматов, кисти, баночки-непроливайки, салфетки, ватные палочки, штампы, трафареты, пластиковые прозрачные заготовки для знакомства с монотипией.
3. Методические: доступ к необходимой методической литературе.
1. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». М. : Мозаика-Синтез 2006г.
2. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М. : ТЦ Сфера, 2009г.
3. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2». – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
4. DVD диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 2: 2-3лет»
5. Т. А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ». – М. : ТЦ Сфера, 2011г.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• у детей раннего возраста сформированы знания о нетрадиционных техниках рисования;
• дети владеют простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• воспитанники самостоятельно применяют различные техники рисования в свободной деятельности.
Дальнейшее развитие проекта: в дальнейшем планируется продолжить работу по применению нетрадиционных техник рисования, возможно распространение проекта на работу с нетрадиционными техниками аппликации и лепки. Также данный проект планируется показать на педсовете для рекомендации коллегам.
Приложение 1
Техники нетрадиционного рисования, представленные в проекте
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: Вариант 1: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Вариант 2: Ребенок получает лист с уже нарисованным изображением свечой и закрашивает лист, получая рисунок-сюрприз