Дженнет Акаева
Развитие технического творчества и познавательных интересов воспитанников подготовительной группы посредством LEGO-конст-я
▼ Скачать + Заказать документы
Статья:
«… Игра – важнейший спутник детства.
LEGO позволяет детям учиться –
играя и обучаться в игре…» Е. В. Фешина
Конструктор LEGO самый популярный и востребованный конструктор среди детей всего мира. Ведь всем детям нравится создавать что-то интересное и новое.
Любой конструктор LEGO обладает очень важными для развития дошкольника преимуществами и возможностями конструкторов:
Публикация «Развитие технического творчества и познавательных интересов воспитанников подготовительной группы посредством LEGO-конст-я» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Большая линейка LEGO-конструкторов учитывает возрастные особенности детей, что позволяет последовательно и систематично развивать конструктивные навыки детей;
LEGO-конструкторы органично сочетает в себе игру и конструирование;
LEGO-конструкторы развивают мышление, воображение, умение доводить начатое дело до конца;
LEGO-конструкторы является не только средством интеллектуального и творческого развития, но и средством развития коммуникативных навыков, ведь для того, чтобы играть и строить совместные постройки необходимо договариваться, придумывать вместе сюжет игры, развивать ее и усовершенствовать постройку, а также рассказать о ней.
LEGO-конструкторы интересны не только детям, но и взрослым, что позволяет вовлечь в процесс развития конструктивных навыков у детей также родителей воспитанников, организовывать различные семейные проекты с LEGO-конструктором;
Таким образом, LEGO-конструирование – это универсальное средство развивающего обучения в ГБДОУ.
Идея сделать LEGO-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструктивной деятельности дошкольников, за счет внедрения LEGO-конструирования в образовательный процесс, а заодно и привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего проекта.
Проект «Легомания»
Классификация проекта: комплексный
Тип проекта: долгосрочный
Возраст воспитанников : подготовительная группа (6-7 лет)
Актуальность темы: Использование LEGO-конструирования в образовательном процессе, способствует приобщению детей к техническому творчеству, формированию задатков инженерно-технического мышления, а также памяти, внимания, воображения, умению анализировать, систематизировать и обобщать информацию, развитию коммуникативных навыков, мелкой моторики, самостоятельности и умению ставить перед собой задачи, выполняя их до конца, что соответствует задачам развивающего обучения.
Цель проекта: создание комплекса условий для формирования предпосылок к учебной деятельности и развитию технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования.
Задачи проекта:
создать положительную эмоциональную среду общения между участниками образовательного процесса;
повышать педагогическую культуру родителей;
способствовать развитию познавательного интереса к LEGO-конструированию;
формировать умения и навыки LEGO-конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач;
развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
развитие коммуникативных навыков;
воспитывать умение слаженно работать в команде, дружеские отношения, чувство ответственности.
В рамках проекта использовались формы работы с детьми:
просмотр презентаций и изучение познавательного материала по теме LEGO-конструирования;
просмотр обучающих фильмов и видеосюжетов об истории создания LEGO-конструктора;
изготовление картотек схем и карточек с заданиями;
интегрированная деятельность;
постройка героев и атрибутов к театрализованным играм;
рассказывание на тему «Моя постройка»;
сюжетно-ролевые игры с LEGO-конструктором;
совместные творческие задания;
выставочная групповая деятельность детей и выставки семейного творчества.
В рамках проекта использовались формы работы с родителями:
привлечение родителей к сбору материала по проекту;
анкетирование;
индивидуальные беседы и консультации;
оформление информационных стендов;
гость группы;
совместная организованная деятельность с детьми.
В начале учебного года мы заметили, что дети подготовительной группы, особенно мальчики, активно интересуются LEGO-конструированием. Но конструирование постройки по схеме, рассказ о постройке и дальнейшее ее обыгрывание вызывали у детей определенные трудности, особенно у девочек.
Дети спрашивали педагогов как научиться строить красивые постройки, в связи с этим было решено организовать групповой проект «Легомания», направленный на развитие предпосылок научно-технического творчества и познавательных интересов у дошкольников по средствам LEGO-конструирования.
На начальном этапе, для реализации данного проекта мы создали в группе картотеку с карточками-схемами конструирования различных построек. Карточки-схемы мы решили разбить по лексическим темам, для того, чтобы конструирование из LEGO наиболее полно вошло в образовательный процесс группы.
Так же мы изучили названия деталей LEGO-конструктора, методическую литературу, просмотрели различные видео фильмы и видео уроки по LEGO-конструированию.
Был составлен план движения к цели и обсуждение плана реализации проекта с родителями воспитанников на родительском собрании. Разработаны буклеты «Проект группы», «Формы родительского участие в проекте группы», папки-передвижки «Конструктор в жизни ребенка», «Много конструктора не бывает», консультации «Математика в играх с LEGO-конструктором», «Ознакомление с видами деталей LEGO (закрепление названий деталей LEGO-конструктора в играх)», а также проведено анкетирование для выявления того, какую поддержку могут оказать родители в реализации проекта.
Вначале работы с детьми мы использовали карточки-схемы самых простых построек. Рассматривали их, называли из каких деталей состоит данная схема, затем строили эту постройку, карточки схемы дети могли брать с собой домой для закрепления пройденного материала.
Затем познакомили дошкольников с работой конструирования по образцу. Детям предлагалась постройка из LEGO-конструктора. Ребята самостоятельно рассматривали, из каких деталей она состоит, с чего необходимо начать постройку, разрабатывали схему последовательности своих действий.
У детей быстро появился интерес самим усложнять или объединять свои постройки в одну общую, например, «Микрорайон», «Зоопарк».
Хорошим подспорьем для развития интереса детей к LEGO-конструированию, развитию фантазии и пространственного мышления, закрепления названий деталей LEGO-конструктора, стали игры:
«Определи на ощупь», «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Да-нет», «Наоборот», «Собираем и считаем», «Составь целое из частей», «Назови и построй», «Кто быстрее», «Не бери последний кубик», «Веселый паровозик», «Запомни расположение».
Кроме того детям были показаны презентации, видео об истории создания LEGO-конструктора
Постепенно, дети стали конструировать постройки не только по схемам или образцу, но и по замыслу, и даже по условию (например, из определенных деталей, определенного количества деталей, рисовать схемы собственных построек для других детей.
Многие ребята дома с родителями в течение работы над проектом выполняли интересные задания, конструировали дома постройку на определенную тему, после чего в группе устраивали выставки этих поделок. Темы заданий и выставок: «Мое любимое животное», «Мой дом», «Мебель моей комнаты», «Головоломка своими руками», «Лабиринт из LEGO-конструктора», «Новогодняя игрушка», «Космический транспорт», «Наземный, морской и воздушный транспорт», «Печка из русской избы» и др.
Ребята не только приносили в детский сад свои работы, выполненные совместно с родителями, но и презентовали свои постройки – рассказывали о них, показывали схему последовательности выполнения данной постройки, чем она интересна, что было сложного.
Фотоотчеты по выставкам продуктов детской деятельности, задания для совместной работы дома с детьми, консультации для родителей, схемы построек выкладывались в родительскую группу детского сада ВКонтакте для ознакомления родителей в течении всего периода реализации проекта.
Также, в группе прошел досуг «День рождения LEGO». Был разработан сценарий с играми и эстафетами с использованием деталей LEGO-конструктора, подготовлены красочные плакаты, транспаранты с названиями команд.
Для того, чтобы родители на практике понимали какая работа по проекту, проводится с детьми в группе было проведено родительское собрание в форме мастер-класса, на котором родители могли самостоятельно показать свои способности конструирования построек из LEGO-конструктора по схемам, образцу, замыслу и по условиям. Самым сложным для родителей оказалось конструирование постройки по условиям, родителям было предложено взять определенное количество деталей, построить какой-то предмет, чтобы остальные могли догадаться, что это и рассказать о нем.
Кроме того, был проведен мастер класс для родителей «Использование LEGO-конструктора в нетрадиционной технике рисования».
Родители принимали активное участие в проекте группы, помогли распечатывать карточки с заданиями, подбирали и приносили в детский сад различный демонстрационный материал по теме, участвовали с детьми в конкурсах по LEGO-конструированию как на базе учреждения, так и за его пределами.
Кроме того, мы предложили родителям прийти в группу и сконструировать с детьми какую-либо постройку. Так, к Всемирному Дню авиации и космонавтики дети с «Гостем группы», мамой нашего воспитанника, конструировали ракету. Такая форма работы с родителями очень понравилась детям.
По итогам проекта можно отметить следующие результаты:
дети проявляют устойчивый интерес к LEGO-конструированию;
у детей хорошо развита крупная и мелкая моторика;
дети умеют анализировать постройки, чертежи и схемы, развито пространственное мышление;
дети умеют самостоятельно использовать как готовые схемы построек, так и нарисовать свою схему по сконструированной ими постройке;
дети умеют дополнять готовые постройки, используя воображение и фантазию;
дети умеют работать в команде, объединять индивидуальные постройки в одну общую или конструировать совместную постройку;
дети умеют ставить себе задачи и выполнять их, доводя задуманное до конца;
дети могут выражать свои мысли, объяснить назначение и способ конструирования своей постройки, умеют договариваться со сверстниками, распределять роли при обыгрывании построек.
Нельзя не отметить, как результат успешной работы по проекту и повышение педагогической культуры родителей, а также развитие партнерских отношений с родителями в вопросах развития и воспитания детей.
Таким образом, становится очевидным, что LEGO-конструирование является уникальной междисциплинарной образовательной технологией, направленной на всестороннее развитие детей.