Елена Синицына
Развитие связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у дошкольников
С первых минут жизни малыш попадает в социум, где есть определенные правила, отношения, формы взаимодействия. Основной способ общения и передачи информации в человеческом обществе — речь.
У новорожденного знакомство с внешним миром строится при помощи тактильных ощущений. Но после 28 дней здоровый ребенок четко слышит звуки. В 9-12 недель он пытается определить их источник, поворачивая голову, двигая глазками.
Публикация «Развитие связной речи у дошкольников» размещена в разделах
Непроизвольное «гуление», лепет, постепенно перерастают в осмысленное повторение услышанного, воспроизведение отдельных звуков, слогов, слов. К шести годам развитие связной речи у дошкольников — важный критерий, определяющий его готовность к школе, ведь она — не только средство общения, но и орудие мышления.
Таким образом, примерно за 6 лет своей жизни ребенок учится составлять связанные смысловые цепочки предложений, которые помогают ему, прежде всего, достигать взаимопонимания с окружающими.
Высказывание или связная речь — это несколько законченных отрезков (предложений, которые соединены между собой тематически, по смыслу, структуре. Она служит для облегчения коммуникации и выражается в двух видах:
монолог — умение рассуждать об определенном образе, действии и т. д. ;
диалог — непосредственное взаимодействие с другим человеком или людьми посредством общения.
Высказывания являются результатом восприятия, осмысливания, умения выразить свои мысли. Связная речь дает четкое понимание взаимосвязи умственного и речевого развития ребенка, помогает решать задачи всех сфер воспитания и образования.
Монологическая речь старших дошкольников состоит из нескольких основных видов:
описание — включает общее название предмета (действия, перечисление его свойств, качеств, а в заключении — оценка или отношение к нему (части этой структуры могут переставляться);
повествование — констатация факта, в котором четко прослеживается начало истории, ее кульминация, итог или развязка;
рассуждение — отдельный тип высказывания, который отражает определенную связь событий, фактов, явлений (состоит из утверждения, доказательства, вывода).
Все эти варианты связной речи встречаются у детей в смешанном виде.
Начальным и важнейшим этапом развития связной речи у малышей является диалог. Он раскрывает специфику взаимодействия, позволяет донести до ребенка нормы и правила дальнейшего выстраивания монологической речи согласно законам литературного языка.
Чтобы правильно построить работу по формированию связной речи у дошкольников, необходимо знать этапы ее развития, а также выявить основные задачи для каждого типа речи в отдельности.
Возрастные критерии развития связной речи у ребенка
Различные образцы общения и постепенное усложнение деятельности дошкольника помогают развитию его мышления и речи.
Первые наполненные смыслом слова малыши обычно употребляют на втором году жизни. Постепенно они учатся обозначать ими предмет, не показывая, а называя. Дальше происходит грамматически правильное формирование определений.
У трехлетнего малыша быстро растет словарный запас, активизируется речь, предложения становятся более сложными.
Связанная диалогическая речь
Для формирования совместных предметных действий ребенок использует первый тип речи — диалог (он больше связан с практическими видами деятельности).
До трех лет детей необходимо научить озвучивать свои просьбы и желания ( например: «дай», «хочу», «иди», давать ответы на простейшие вопросы («кто это?», «какой он?» и пр.). Постепенно подводить к проявлению речевой инициативы (задать вопрос, обратиться к другому человеку).
В возрасте от 3 до 4 лет ребенка нужно побуждать легко вступать в общение со сверстниками, взрослыми; выражать просьбы предложениями; отвечать на вопрос фразами, а не одним-двумя словами.
Малыша стоит подводить к тому, чтобы он хотел выполнять простые правила этикета (здороваться, благодарить, делиться впечатлениями (чем занимался, в какие игры играл); поощрять желание интересоваться жизнью вокруг и задавать вопросы.
На пятом году жизни детей приучают свободно контактировать с окружающими разного возраста, задавать вопросы и отвечать на них. Также нужно поддерживать стремление делиться личными наблюдениями, переживаниями. Здесь уже важнее качество ответов, умение отвечать в соответствии со смыслом вопроса.
Стоит постепенно вовлекать ребенка в общие беседы, где нужно уметь выслушивать других и выражать собственные мысли по просьбе либо по очереди. То есть происходит формирование навыков культурного общения.
В старшем дошкольном возрасте проводятся различные виды познавательно-образовательных мероприятий (игры, занятия, наблюдения, экскурсии, которые помогают совершенствовать полученные ранее умения и навыки, закрепляя и расширяя знания.
Связанная монологическая речь
Параллельно с диалогической речью происходит последовательное обучение детей монологу. В разном возрасте он занимает определенное место:
До 3 лет закладываются предпосылки к появлению монологического вида речи.
Трехлетних малышей учат слышать и воспринимать короткие, понятные по смыслу истории, сказки. Предлагают повторить отдельные словосочетания, кратко воспроизвести события, глядя на иллюстрацию.
Целенаправленно развивать монологическую речь необходимо с 4 лет. Детям предлагают описать игрушку, рассказать знакомый сюжет, используя личный опыт. Подсказки типа: «Жили-были…», «…и пошли они…», «встретил он…» — дают возможность малышу составлять связанные повествовательные высказывания, которые со временем усложняются и увеличиваются в объеме. Специально смоделированные ситуации, индивидуальное общение помогают самостоятельно рассказывать о своих игрушках, произошедших событиях и пр.
С четырехлетнего возраста дети пересказывают не только часто слышимые истории (сказки, рассказы, но и новые, вновь прочитанные сюжеты. Описательные рассказы становятся подробными, структурированными, с элементами особых форм повествования. Например, «однажды…» или «в один прекрасный день…».
Взрослые помогают начать повествование, предлагают подробнее описать персонаж, место действия и т. д. Серия картинок может стать хорошим подспорьем для создания связного, структурированного рассказа. При этом в 5-6 лет дошкольники уже могут оперировать такими фразами, как «в то время, как…», «и вот, после этого…».
При систематических занятиях дети быстро учатся не только составлять повествовательно-описательные сюжеты, используя картинки (игрушки, но и обходится без наглядных материалов.
В развитии связанной монологической речи важнейший фактор — обучение, в диалогической — непосредственное взаимодействие двух или нескольких человек. И здесь основные методы — бытовое общение, игровые действия, выполнение заданий, совместная деятельность. Только кропотливая, ежедневная работа взрослых дает отличный результат в процессе развития связной речи малышей.