Юлия Шакарова
Развитие связной речи у детей 5–6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является наиболее важной задачей в овладении родным языком ребенка. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная, четко выражена взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка.
Публикация «Развитие связной речи у детей 5–6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
В связной речи отражаются все задачи развития речи : овладение грамматической структурой формирование словаря, улучшение фонетической стороны речи. Все достижения ребенка в овладении родным языком проявляются именно в связной речи.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок говорит достаточно хорошо, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строить речевое высказывание в ситуации общения[4].
Связная речь - это значимая, логичная, последовательная, организованная речь. Чтобы связно говорить о чем-то, нужно четко понимать объект рассказа, уметь анализировать. Выделять основные признаки, установить различные связи (причинные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, должны быть в состоянии выбрать наиболее подходящие слова для выражения мысли, уметь строить простые и сложные предложения и соединять их различными способами общения[5].
Ф. А. Сохин считает, что: «В развитии связной речи существует четкая связь между речью и психическим развитием ребенка, развитием его мышления, восприятия и наблюдения» [3].
По словам М. М. Алексеевой и Б. И. Яшиной [1], развитие связной речи происходит постепенно,совместно с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. На первом году жизни, в подготовительном периоде развития речи, в процессе эмоционального общения со взрослым, закладываются основы будущей связной речи. Особое значение имеет развитие связной речи. Развитие словаря, овладение грамматическими формами включены в него как частные моменты.
В сиcтеме работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста, особую роль играет наглядность. Наглядныe средства вырабатывают логику мышления, способность к поиску наиболее точных выразительных средств. Одним из самых распространенных видов наглядности при обучении дошкольников рассказыванию является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представления oб общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Несмотря на то, что картины издавна считались важным средством развития детской речи, на практике недостаточно внимания уделяется повествованию в картинах, особенно по серии сюжетных картин.
Использование серии сюжетных картинок способствует развитию способности правильно строить сюжетную линию истории, развивает элементарные знания о композиции связного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных и творческих средств, использование разнообразных связей между смысловыми частями текста и отдельными предложениями при представлении разных вариантов серии и сочетанием речевых упражнений с содержанием сюжетных картин[2].
Для изучения особенностей развития связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин нами было проведено обследование на базе МБДОУ «Детский сад № 19» Родничок» г. Шумерля Чувашской Республики. В работе участвовали дети двух параллельных групп: 10 детей вошло в экспериментальную группу и 10 детей – контрольную группу. Целью констатирующего этапа эксперимента было определить уровень развития связной речи у детей 5-6 лет.
Для выявления уровня сформированности связной речи, мы определили комплекс диагностических заданий, опираясь на исследования В. П. Глуховой «Обследование состояния связной речи детей».
По результатам констатирующего эксперимента сделаны следующие выводы. Установлено, что у большинства детей и отмечались существенные затруднения при составлении фраз высказываний по картинкам с изображением простых действий. Наибольшие трудности вызвало составление фразы по сюжетным картинкам, когда перед ребёнком стояла задача определения адекватного содержания фразы путём установления логической связи между изображёнными предметами. Сопоставление результатов выполнения заданий на составление различных видов рассказа показывает, что немногие способны самостоятельно построить текст. В большинстве случаев требуется помощь в виде наводящих вопросов. Рассказы были весьма малообъёмными, крайне бедными по содержанию, отличались непоследовательностью. Для связности текста использовались повторы и местоимения, отмечались пропуски моментов действия, частые и длительные паузы.
Результаты диагностики сформированности связной речи на этапе констатирующего эксперимента послужили основой разработки формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Цельданного этапа: апробировать систему работы по развитию связной речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин у детей 5-6 лет. На протяжении формирующего эксперимента дети были активны, проявляли инициативу и творчество. Занятия по обучению рассказыванию по серии сюжетных картин проводили 2 раза в неделю. Хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало занятия вызывало желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Занятие начинали таким образом, чтобы детям сразу становилось интересно, а отсюда высокая речевая активность, познавательный интерес не только к событиям, запечатлённым на бумаге, но и вообще к речевой деятельности.
Подводя итог формирующему этапу обучения детей рассказыванию по серии картин, отметим, что уровень рассказывания заметно повысился. Разнообразнее стали и типы связей между предложениями, внутри предложений и между словами. Можно отметить, что и плавность изложения, которая также является критерием связности изложения текста, стала намного лучше. При рассказывании у детей зафиксировано совсем мало остановок, пауз, срывов, запинок. Главный итог - уже все дети стали принимать участие в составлении рассказов по картине. Эффективность проделанной работы мы проверим на этапе контрольного среза.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности использования сюжетных картинок в развитии связной речи. У детей экспериментальной группы заметно улучшились навыки пересказа, они научились связно последовательно передавать события. Кроме этого, укрепилась память дошкольников. Дети стали запоминать тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
Поэтому с уверенностью можем отметить, что проведенная работа поспособствовала решению задач, поставленных в нашем исследовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия, 2010. – 400 с.
2. Вальчук, Е. В. Развитие связной речи детей 6-7 лет / Е. В. Вальчук. – Воронеж : Учитель, 2015. – 127 с.
3. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду / Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова – Москва : Дошкольник, 2014. – 120с.
4. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С. 17 - 21.
5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин – Москва : Академия, 2015. – 384 с.