Ирина Дружинина
Опыт работы «Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад компенсирующего вида посещают дети с ОВЗ. Из большого опыта работы с такими детьми, педагоги ДОУ наблюдают следующие речевые проблемы детей : скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, несформированность всех психических процессов: внимания, памяти, несовершенно логическое мышление. В течение всего периода посещения детьми детского сада, коллектив проводит огромную деятельность с детьми по развитию коммуникативности, развития связной и логически развёрнутой речи, способности каждым ребёнком овладеть правильной речью. Вместе с учителями – логопедами, в полном взаимодействии огромную работу проводят воспитатели групп. Ежегодно в годовом и групповом планировании остро стоит основная задача по развитию речи каждого ребёнка с ОВЗ в ДОУ.
Публикация «Опыт работы „Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одними из таких задач являются:
- научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
-легко и непринуждённо воспринимать тексы художественной литературы, заучивать произведения, выразительно их декламировать.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей с ОВЗ, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Из своего опыта работы с детьми, требующих коррекции в развитии, я отметила, что приёмы, методы, условия образовательной деятельности, во многом отличаются от стандартных. Вся образовательная деятельность требует дополнительной системы наглядного материал, творческого потенциала и полной отдачи детям обучаемого материала.
Также, в процессе работы, мной было замечено, что дети с ОВЗ без радости включаются в развивающую и обучающую деятельность. У них низкая память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, как у здоровых детей. Такие дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. На начало учебного года совместно с учителем – логопедом, было выявлено, что большинство детей
(подготовительной к школе группы логопедической) группы не могут учить стихи, пересказывать тексты, не воспринимают чтение художественной литературы. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Всё это вызвало беспокойство и срочное применение специальных коррекционно - педагогических методов и приёмов, чтобы пробудить интерес детей, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ, т. е. использовать один из главных приёмов дошкольного обучения «играть – обучая».
Таким образом, я определилась с выбором педагогической технологии и включила в свою практическую деятельность: «МНЕМОТЕХНОЛОГИЮ», основанную на системе мнемотехники.
«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» так писал Ушинский К. Д.,
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. В своей деятельности с детьми, я владею графической зарисовкой карты – схемы художественного текста: стихотворения, малых устных фольклорных произведений, небольших сказок, описательных рассказов. Работа с такими таблицами (картами - схемами, мнемокартами, мнемотаблицами) строится по принципу «от простого к сложному». Она может выработать свою технику, навыки, графическое исполнение. Главное условие графического изображения карт-схем – все условные знаки мнемотехники должны быть понятны детям и иметь одинаковое значение в течение всего возрастного периода. На следующий год они могут меняться по условному договору с детьми. Многие знаки разрабатываются детьми в ходе проведения совместной деятельности.
Родители, также могут использовать метод мнемотехники при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Они могут быть разработаны на любую лексико- грамматическую тему («Осень», «Зима», «Зимующие птицы», «Транспорт» и т. п.)