Елена Козлова
Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 5–6 лет с использованием приемов мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Китайская мудрость гласит: «Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял.» Это утверждение можно отнести к приемам мнемотехники.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал ими усваивается лучше вербального. Детям старшего дошкольного возраста уже доступно самостоятельное кодирование текстов. Составление графических схем позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее.
Публикация «Программа кружковой работы „От слова к слову“ по развитию речи детей 5–6 лет с использованием приемов мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Актуальность программыПрименив на практике приемы мнемотехники в работе с детьми младшего дошкольного возраста в прошедшем учебном году. Увидела ее эффективность: к концу учебного года дети самостоятельно пересказывают русские народные сказки, могут составить небольшой описательный рассказ, быстрее заучивают стихотворения, а память текстов стала более долгосрочной. Пришла к выводу, что необходимо продолжить работу в этом направлении.
Поставила перед собой задачу не только закрепить умения детей связно и последовательно пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, используя мнемотаблицы. Но и научить детей самостоятельно кодировать информацию. Что будет способствовать активизации логики, мышления, развитию мелкой моторики детей.
Особенность методики заключаются в изображении не предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.
Цель: Формирование связной речи детей путем использования мнемотехники.
Задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
2. Закреплять умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
3. Закреплять умения детей с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи;
4. Развивать мелкую моторику детей;
5. Способствовать развитию связной речи, обогащению и активизации словаря детей.
Предполагаемый результат:
1. Повысится уровень произвольной памяти, внимания, мышления.
2. Обогатится и активизируется словарный запас детей;
3. Закрепиться умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемотаблицы;
4. Дети смогут составлять описательные рассказы с помощью мнемотаблиц;
5. Дети смогут пересказывать небольшие тексты с опорой на графические схемы;
6. Дети будут знать и пересказывать русские народные сказки;
7. Дети будут знать и рассказывать 6 - 8 стихотворений разных авторов;
8. Будет развиваться мелкая моторика рук у детей.
Объекты программы:
- дети 5 - 6 лет;
- семьи детей посещающих детский сад;
- педагогический персонал детского сада.
Методы работы:
-чтение художественных произведений;
- анализ прочитанных произведений;
- рассматривание и анализ графических схем, мнемотаблиц;
- зарисовка мнемотаблиц детьми;
- заучивания, пересказы, составление описательных рассказов;
- игры на развитие речи, памяти, логического мышления.
Формы организации работы:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы:
- учет интересов и способностей детей;
- желание родителей;
-добровольное участие;
- учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы
Данный курс состоит из 34 занятий по 20 - 25 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.
Для определения уровня результативности реализации программы используется модифицированная диагностика Л. В. Коломейченко, Л. В Любимовой.
Перспективное планирование занятий по развитию
речи детей 5 – 6 лет с использованием мнемотехники
Сентябрь 1 неделя
Тема:Диагностика развития монологической, диалогической речи детей.
Цель:Выявить уровень развития речи.
Сентябрь 2 неделя
Тема: Изображение символов «Явления природы».
Цель: Учить детей изображать явления природы и ее объекты символами.
Сентябрь 3 неделя
Тема:Изображения символов «Животный мир».
Цель: Учить детей изображать животных символами.
Сентябрь 4 неделя
Тема: Изображение символов «Возможности человека».
Цель: Учить детей изображать чувства и движения человека символами.
Октябрь 1 неделя
Тема: Заучивание стихотворения «Жил – был грибочек».
Цель: Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. Развивать речь, память, внимание детей.
Октябрь 2 неделя
Тема: Пересказ русской народной сказки «Колосок».
Цель: Учить детей составлять мнемотаблицу с помощью воспитателя, используя символы. Развивать мелкую моторику детей.
Октябрь 3 неделя
Тема: Заучивание стихотворения «Дикие животные».
Цель: Закреплять способность выразительно рассказывать стихотворение, с помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей.
Октябрь 4 неделя
Тема: Пересказ рассказа по И. Соколову – Микитову «Белки».
Цель: Обучать связному последовательному пересказу с опорой на графическую схему.
Ноябрь 1 неделя
Тема: Заучивание стихотворения «Опустел скворечник».
Цель: Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. Развивать речь, память, внимание детей.
Ноябрь 2 неделя
Тема: Пересказ русской народной сказки «Рукавичка».
Цель: Учить детей составлять мнемотаблицу с помощью воспитателя, используя символы. Развивать мелкую моторику детей.
Ноябрь 3 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Осень».
Цель: Закреплять умение составлять вместе с воспитателем рассказ, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.
Ноябрь 4 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Расскажи о животном».
Цель: Закреплять умение описывать домашнее животное, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.
Декабрь 1 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Зима. Птицы.»
Цель: Закреплять умение составлять рассказ о времени года, используя мнемотаблицу. Обогащать речь детей прилагательными.
Декабрь 2 неделя
Тема: Заучивание стихотворения «Зимняя прогулка».
Цель:Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. Развивать речь, память, внимание детей.
Декабрь 3 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Расскажи о посуде».
Цель: Закреплять умение составлять рассказ о посуде, используя мнемотаблицу. Обогащать речь детей прилагательными.
Декабрь 4 неделя
Тема: Пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей».
Цель: Учить детей составлять мнемотаблицу с помощью воспитателя, используя символы. Развивать мелкую моторику детей.
Январь 1 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Зима. Праздник.»
Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.
Январь 2 неделя
Тема: Заучивание стихотворения «Белый мишка».
Цель: Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. Развивать выразительность речи.
Январь 3 неделя
Тема: Пересказ рассказа по Г. Снегиреву «Пингвиний пляж».
Цель: Обучать связному последовательному пересказу с опорой на графическую схему.
Январь 4 неделя
Тема: Пересказ русской народной сказки «Маша и медведь».
Цель: Учить детей составлять мнемотаблицу, используя символы. Развивать мелкую моторику детей.
Февраль 1 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Транспорт».
Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ о транспорте, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.
Февраль 2 неделя
Тема: Пересказ рассказа по Г. Скребицкому «Пушок».
Цель: Закреплять умение связно последовательно пересказывать текст с опорой на графическую схему.
Февраль 3 неделя
Тема: Пересказ русской народной сказки «Лисичка и серый волк».
Цель: Учить детей составлять мнемотаблицу, используя символы. Развивать мелкую моторику детей.
Февраль 4 неделя
Тема: Заучивание стихотворения «Повар».
Цель: Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. Развивать выразительность речи.
Март 1 неделя
Тема: Пересказ рассказа по В. Бирюкову «Поющий букет».
Цель: Закреплять умение связно последовательно пересказывать текст с опорой на графическую схему.
Март 2 неделя
Тема: Пересказ русской народной сказки «Гуси – лебеди».
Цель: Закреплять умение детей составлять мнемотаблицу, используя символы. Развивать мелкую моторику детей.
Март 3 неделя
Тема: Заучивание стихотворения «Отшумела злая вьюга».
Цель: Закреплять способность с помощью мнемотаблицы, воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь, память, внимание детей.
Март 4 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Расскажи о животном».
Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ о животном, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.
Апрель 1 неделя
Тема: Пересказ рассказа по К. Ушинскому «Пчелки на разведках».
Цель: Закреплять умение связно последовательно пересказывать текст с опорой на графическую схему.
Апрель 2 неделя
Тема: Составление описательного рассказа «Космос».
Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ о животном, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.
Апрель 3 неделя
Тема: Пересказ русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».
Цель: Закреплять умение детей составлять мнемотаблицу, используя символы.
Развивать мелкую моторику детей.
Апрель 4 неделя
Тема: Заучивание стихотворения «Продукты».
Цель: Закреплять способность с помощью мнемотаблицы, воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь, память, внимание детей.
Май 1 неделя
Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики».
Цель: Закреплять умение детей составлять мнемотаблицу, используя символы.
Развивать мелкую моторику детей.
Май 2 неделя
Тема: Заучивание стихотворения «Фиалка».
Цель: Закреплять способность с помощью мнемотаблицы, воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь, память, внимание детей.
Май 3 неделя
Тема: Пересказ рассказа по Г. Скребицкому «Лесной голосок».
Цель: Закреплять умение связно последовательно пересказывать текст с опорой на графическую схему.
Май 4 неделя
Тема: Диагностика развития монологической, диалогической речи детей.
Цель: Выявить уровень развития речи детей.