Дмитриченко Лариса
Развитие связной речи и воображения у детей дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг «Кубики историй»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель: Дмитриченко Лариса Николаевна
Из опыта работы
Тема: Из опыта работы
Тема: «Развитие связной речи и воображения у детей дошкольного возраста, посредством технологии сторителлинг - «Кубики историй".
«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,
Публикация «Развитие связной речи и воображения у детей дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг „Кубики историй“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
говорит то, что думает, а не то, что надо.
Не поучать и обучать, а играть с ним,
фантазировать, сочинять, придумывать —
вот, что необходимо ребенку».
Джанни Родари
СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые педагоги.
Сегодня я хочу познакомить Вас с инновационным методом, который каждый воспитатель может применять в работе с детьми.
СЛАЙД 2
Технику «Сторителлинг» Дэвид Армстронг.
Термин «Сторителлинг» (storytelling англ.) в переводе означает «рассказывание историй».
СЛАЙД 3
Чтобы понять, как правильно использовать этот метод познакомимся с целью и задачами сторителлинга.
Цели: повышение познавательного интереса, социальных навыков и речетворчества посредством применения технологии сторителлинг.
Исходя из поставленных целей, определила задачи.
СЛАЙД 4
Задачи:
1. Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательно - воспитательный процесс группы.
2. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и речевого творчества, творческого воображения и логического мышления.
3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе совместной деятельности дети – родители – педагоги с применением технологии сторителлинг.
4. Формирование активной родительской позиции, на основе тесного взаимодействия педагогов группы и семьи, по вопросам становления связной речи детей.
Новый интерактивный метод сторителлинг заинтересовал меня тем, что помогает разнообразить образовательную деятельность с детьми.
Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей, он интегрируется в образовательные области.
С помощью метода сторителлинга можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникам нормы поведения.
Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.
Также, данную технику можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями, для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, автоматизации звуков, а также для развития фонематического слуха.
Отталкиваясь от поставленных целей и задач, я внесла дополнения в планирование совместной деятельности с детьми.
Так, например, я включаю технику сторителлинга в циклограмму, в виде игр на развитие речевого творчества еженедельно по четвергам.
СЛАЙД 5
Предлагаю Вашему вниманию планирование работы в технике сторителлинг.
Мероприятия
НОЯБРЬ
Чтение художественной литературы: М. Волошин «Осенью», К. Коровин «Белка»,
Н. Станчев «Осенняя гамма».
Рассматривание сюжетных картин.
Этюды на выразительность движений «Покажи историю».Коллективная аппликация «Осенняя история».
Игра «Ленточки историй».
Сторителлинг на основе сценария
Работа с родителями: наглядная информация «Что такое сторителлинг?»
ДЕКАБРЬ
Чтение художественной литературы: стихотворение С. В. Коноваленко «Времена года».
Осенняя сказка. Сочинение сказочных историй по образцу, с помощью мнемотаблиц, театральных атрибутов, музыкального озвучивания инструментами.
Свободное рисование своего «Я» (словами, предметами-ассоциациями, красками) – «Автопортрет».
Дидактические игры по развитию речи «Закончи предложение», «Скажи какой», «Это правда или нет?»
Режиссерская игра «Придумай своего героя». «Однажды…».
Работа с родителями: практическое занятие «Придумывайте вместе с детьми».
ЯНВАРЬ
Бумажная история «Как я узнал, что.».
Сюжетная аппликация в нетрадиционной технике «Новогодние истории в картинках».
Режиссерская игра «Новогодняя ночь».
Сторителлинг на основе повествования по теме (придумываем концовку истории) «Кубики историй».
Работа с родителями: семинар-практикум в технологии сторителлинг «Эти забавные истории».
ФЕВРАЛЬ
Дидактические игры по развитию речи «Закончи», «Придумай рассказ», Медвежонок и ослик разговаривают по телефону», «Разные слова».
Игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Путешествие капельки», «У слоненка день рождения».
Игры, инсценировки на основе пальчиковой терапии «Волшебные слова».
Сторителлинг на основе сценария.
Мастер-класс для родителей «Знакомство с техникой сторителлинг».
СЛАЙД 6
МАРТ
Составление рассказов: «Каким должен быть друг?», «Добрые поступки».
Театр игрушек, инсценировка ситуаций «Если, то…».
Сюжетное рисование «Моя история».
Работа в парах по созданию живых картинок – режиссерская игра.
Сторителлинг на основе повествования по теме (придумываем концовку истории с постановкой проблемы) с использованием макета.
Работа с родителями: оказание помощи в создании мультфильма на основе техники сторителлинг.
АПРЕЛЬ
Чтение художественной литературы:
«Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сеф, «Заплатка» Н. Носов, «Разгром» Э. Успенский, «Каждый свое получил», обр. М. Булатова.
Дидактические игры по развитию речи : «Как медвежонок катался на машине», «Какое слово заблудилось?», «О чем еще так говорят?», «Я начну, а ты продолжи…».
Составление рассказов по серии сюжетных картин «Как звери спасли ежика», «Как ежик выручил зайца», на предложенный сюжет.
Сторителлинг на основе проблемных ситуаций (способ решения проблемы с наилучшим выходом из ситуации).
Работа с родителями: совместное создание сборника историй.
МАЙ
Создание книжек с использованием техники сторителлинг.
Оформление стенгазеты.
СЛАЙД 7
При взаимодействии с семьями воспитанников использую разные формы работы:
Наглядная информация «Что такое сторителлинг?»
Практическое занятие «Придумывайте вместе с детьми».
Мастер-класс для родителей «Знакомство с техникой сторителлинг».
Семинар -практикум в технологии сторителлинг «Эти забавные истории».
Оказание помощи в создании мультфильма на основе технологии сторителлинг.
Совместное создание сборника историй.
СЛАЙД 8 – 9
Демонстрация совместных работ родителей и детей
СЛАЙД 10
Что же такое техника «сторителлинг?»
Я думаю, у многих из Вас возник вопрос: «Чем техника сторителлинга отличается от составления рассказов по схемам?»
В первую очередь тем, что имеет эффект неожиданности. Ни один участник игры не знает заранее, какая картинка ему выпадет. История получается завораживающей, захватывающей всех участников процесса.
И ещё тем, что это рассказ коллективный. При коллективном рассказывании очень важно удерживать сюжетную линию. Поэтому выбрала игру «Кубики историй».
Свою работу в этом направлении я начала с изучения литературы и
изготовления кубиков. В оригинале «Кубики историй» можно сейчас заказать через Интернет. Но для детей они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики историй» и адаптировать для детей нашей группы.
С помощью кубиков историй можно не только сочинять истории, но и играть в разнообразные речевые игры.
- Сейчас разрабатываю тематические кубики (например, по темам: «Новый год», «Транспорт», «Зима», «Сказки» и т. д.).
СЛАЙД 11
Алгоритм работы в технике сторителлинг имеет свои особенности и определё нную структуру:
1. Вступление.
Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.
- Давайте попробуем вспомнить начало сказок (педагоги предлагают варианты ответов).
Варианты вступления:
• Когда-то давным-давно….
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Жили-были….
• Это произошло темной и дождливой ночью…
2. Основная часть истории. Развитие событий.
Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?
Описывается основная сюжетная линия.
Что произошло с героем?
Кого он встретил или что нашел?
Что он планирует с этим делать?
Герой делает все, чтобы решить проблему.
- Что обычно происходит с героем в этой части? (находит подсказку, встречает помощника, вступает в противодействие).
СЛАЙД 12
3. Развитие события (кульминация).
Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит
чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы,
появляется решение поставленной проблемы.
4. Заключение.
Герой у цели. В нем происходят перемены, он делает выводы.
Заключение должно быть кратким, подытоживающим рассказ.
Как в басне – мораль. Тайна раскрыта! Короткий вывод (итог рассказа).
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
Как у каждой игры у сторителлинга есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми.
Видеопоказ составления сказки детьми.
СЛАЙД 13
Диаграмма
Результаты диагностических исследований: в диагностике участвовало 100% детей и родителей группы.
Сравнительная характеристика показателей диагностики связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам на подготовительном и итоговом этапах показала, что: на подготовительном этапе 10% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 50% - средний уровень, 40% - низкий уровень.
На итоговом этапе 40% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 50% - средний уровень, 10% - низкий уровень.
Таким образом, из результатов диагностики виден рост умений детей рассказывать по сюжетным картинам, что является показателем того, что при работе в данной технике можно сформировать связную речь детей при рассказывании по сюжетным картинкам.
Заключение
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что данная техника дала толчок формированию связной речи дошкольников, способствовала развитию грамотности, воображения, фантазии, логики.
Проводится игра «Кубики историй» с педагогами
СЛАЙД 14
Литература:
1. Русакова А. С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М. : Обруч, 2015. -192 с.
2. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.
3. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.
СЛАЙД 15
Современные дети требуют современных идей. Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра…