Алла Захарова
Развитие связной речи дошкольников с помощью метода моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребенка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит их на лету"
К. Д. Ушинский
«Развитие связной речи дошкольников с помощью метода моделирования»
Публикация «Развитие связной речи дошкольников с помощью метода моделирования» размещена в разделах
Актуальность
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам моих наблюдений у детей можно отметить следующие недостатки:
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Научная обоснованность
Для решения этих проблем, я изучила соответствующую литературу. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Чтобы решать основные программные задачи на достаточном уровне, у меня возникло желание использовать в своей работе такие методы и приёмы, которые были бы просты, понятны и интересны детям, и, которые в свою очередь позволят детям овладеть связной речью. Именно моделирование, на мой взгляд, является одним из таких методов. Использование приёма наглядного моделирования даёт возможность :
• самостоятельного анализа ситуации;
• развитие децентрации;
• развитие замыслов - идей будущего продукта.
Приём наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.
Элементы модели.
В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации-моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера.
Разнообразие видов работ:
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• планы и условные обозначения, используемые в них;
• контрастная рамка-приём фрагментарного рассказывания.
Перед тем как начать применять данный метод, нами была проведена диагностика развития у детей связной речи.
Анализ диагностических данных показывает, что значительная часть детей затрудняется в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их логическом оформлении.
Для решения этих проблем я использовала метод наглядного моделирования в процессе формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Прием наглядного моделирования я использовала как в работе с детьми в совместной организованной деятельности: пересказ художественной литературы, заучивание стихов и обучение составлению рассказов, так и в самостоятельной деятельности детей в вечерние и утренние часы.
Использую в уголке природы мнемотаблицу «Времена года».
1. Какое солнце?
2. Какое небо?
3. Как выглядит земля?
4. Что происходит с деревьями?
5. Какую одежду носят люди?
6. Изменения в жизни животных.
7. Изменения в жизни птиц.
8. Занятия людей.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию
• величина, цвет, форма;
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит?
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины. Проследить их взаимосвязь и взаимодействие. Отметить особенности композиционного фона картины. Додумать причины возникновения данной ситуации, т. е. составить начало рассказа, последствия и конец рассказа.
Дети составляют рассказы о сказочном герое по плану:
1. Имя сказочного героя
2. Какое выражения лица?
3. Глаза (большие, маленькие, серые, зеленые, карие)
4. Какие уши?
5. Нос (острый, длинный, короткий, толстый, круглый, маленький)
6. Прическа и цвет волос (длинные, короткие, стриженные, заплетенные в косы, темные, рыжие, белокурые)
Мнемотаблицы сказок.
В старшем возрасте задачи по развитию связной речи усложняются, в связи с этим и усложняются модели. Они становятся более абстрактными, при этом их функции заранее обсуждаются с детьми. На основе моделей дети не просто передают текст, но и диалог действующих лиц, характеристики персонажей.
Развитие творческой активности детей непосредственно связано с семейной ситуацией, поэтому сотрудничество с семьёй является важной составной частью работы с детьми. Данная работа заключается в просвещении родителей о методе моделирования. С этой целью на одном из родительских собраний была раскрыта тема «Символы-заместители при составлении творческих рассказов» и дана консультация на тему: «Обучение пересказу литературных произведений с помощью моделирования».
В феврале была проведена промежуточная диагностика воспитанников подготовительной к школе группе.
Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:
1. Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
2. Научились проявлять творческую активность, самостоятельность.
3. Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.
4. Научились составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
5. У детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.
Итогом систематической работы по обучению детей рассказыванию с помощью моделирования является то, что дети к концу подготовительной группы составляют развёрнутые рассказы, пересказывают литературные произведения, сочиняют собственные, хорошо усваивают построение грамматических конструкций, понимают значение глаголов, категорий существительных и прилагательных.
Таким образом, можно сделать, что чем раньше мы будем развивать речь, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как именно речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.