Наталия Андреевна Полякова
Проект «Развитие связной речи дошкольников через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
• Развитие и совершенствование связной речи, и активной познавательной деятельности дошкольников.
• Влияние художественной литературы на развитие связной речи дошкольников.
Задачи
• Изучить условия развития связной речи ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Проект „Развитие связной речи дошкольников через проектную деятельность“» размещена в разделах
Определить значение художественной литературы для развития связной речи дошкольников
• Сотрудничать с родителями с целью повышения педагогической грамотности по речевому развитию дошкольников.
• Обучать детей умению давать полные ответы на вопросы взрослого, составлять коллективные и индивидуальные рассказы по плану с опорой на сюжетные картины.
Формировать темп и выразительность речи, чёткость дикции
Глоссарий
• Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.
• Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки
• Речь – это средство социального общения, средство высказывания и понимания.
• Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное.
Предмет изучения
• использование произведений художественной литературы [описание сюжетных картин, анализ текстов] в процессе развития связной речи дошкольников.
• процесс формирования связной речи в дошкольном возрасте.
Основные формы развития речи
• Специальные занятия по развитию речи.
• «Пальчиковые», дидактические игры
• Использование произведений художественной литературы (описание сюжетных картин, анализ текстов).
• Работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, общении их друг с другом.
• Во время не речевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепки, конструированию, физкультуре, музыкальных
• Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги - исследователи и практики дошкольного дела О. И. Соловьева, Т. А. Маркова, A. M. Бородич, В. В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи - Л. С. Выготский, В. И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований - выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, предоставления, воображения, мышления, а также речь - это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.
• Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально : у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений. Это является одним из главных условий овладения ребенком связной речью, условием ее развития и совершенствования.
Актуальность
• Особое значение в дошкольном возрасте приобретает знакомство с родной литературой, с текстом художественных произведений. Это является одним из главных условий овладения ребёнком связной речью, условием её развития и совершенствования. Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической и монологической речи, использовать средства художественной выразительности язык и его грамматических средств.
• Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
• Связная речь выполняет важнейшее социальное функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
• Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
• В работе по развитию связной речи дошкольников используются различные игры: игры – драматизации, дидактические игры, подвижные игры, словесные игры. Используются также инновационные технологии – сказкотерапию и мнемотехнику. Часто используются литературные викторины. Проводятся с родителями индивидуальные и групповые консультации на темы: ««Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка», «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей» и др. Также проводятся открытые занятия: «Путешествие в сказочную страну звуков и букв», «Я слова найду везде».
• Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.
Образовательные темы
• Мир сказок.
• Что такое хорошо, что такое плохо.
• «Уж небо осенью дышало…»
• Ох уж эти басни.
• Наши любимые книги.
• Малые фольклорные формы.
• Наши игрушки. Стихи А. Барто.
• Картины художников.
• Мои любимые герои.