Наталья Даутова
Развитие социальной компетентности дошкольников через интеграцию семьи и ДОУ посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Методическая разработка по теме: «Развитие социальной компетентности дошкольников через интеграцию семьи и ДОУ посредством проектной деятельности». Тема социальной компетентности детей дошкольного возраста в обществе является очень актуальной и одной из приоритетных в системе образования в нашей стране. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было обладать знаниями, умениями и навыками, то сейчас нужно не только уметь выполнять определённую работу, но самостоятельно ставить и решать проблемы, и творчески переосмысливать свою деятельность. Метод реализации проектов различной тематики может, на мой взгляд, объединить усилия ДОУ и семьи, интегрировать их совместную деятельность в вопросах формирования и развития социальной компетенции детей. Ведь дошкольное учреждение является одной из ступеней образовательного процесса, специально созданной для социализации дошкольника. Участники образовательного процесса и семья, объединив свои усилия, могут создать комфортную социально-педагогическую среду, в которой ребенок будет жить и развиваться. Деятельность семьи и ДОУ в этой работе будет эффективна настолько, насколько они способны, гармонично дополняя друг друга, учить детей ценить наследие прошлого, уметь не просто существовать, а полноценно, ярко, интересно жить в настоящем, а также готовить их к личностной, профессиональной востребованности и активной жизни в обществе в будущем. Таким образом, взаимодействие семьи и ДОУ в проектной деятельности позволит обеспечить системность и логичность всей проводимой работы. И, конечно же, очень важно единство подходов и признание ценности результата проектной деятельности. Иногда формы работы с родителями (собрания, конференции, консультации, посещение воспитанника на дому, беседы, чтения, вечера, тематические консультации, ринги) не обеспечивают главного - совместной деятельности родителей, детей и педагогов. Более эффективным средством взаимодействия ДОУ и семьи, на мой взгляд, является совместная проектная деятельность социального педагога родителей и детей. Преимущество ее перед другими видами деятельности заключается в том, что ребенок самостоятельно и осознанно планирует собственную деятельность. В совместную проектную деятельность включён плодотворный потенциал, развивающий коммуникативную и эмоционально-мотивационную сферу всех участников этого процесса. Привлечение родителей к совместной проектной работе даст возможность не только осознать имеющийся, но и приобрести новый опыт программирования собственного родительского поведения, передающего детям знания, умение расставлять правильно приоритеты и ценности, примеры социальной компетентности. Говорить о качестве работы с детьми, можно лишь тогда, когда поставленные задачи будут успешно выполнены. Данная методическая разработка будет способствовать повышению качества работы и созданию системного подхода в деле формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие социальной компетентности дошкольников через интеграцию семьи и ДОУ посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Цель: Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности дошкольного учреждения и семьи.
Задачи:
• создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую социализации личности;
• содействовать развитию у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности;
• расширять возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром;
• стимулировать потребность у участников к самореализации, самовыражению;
• способствовать актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающими;
• объединить усилия педагогов и родителей в вопросе социально-личностного развития детей;
• расширить представления и обогатить знания родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;
• гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.
Ожидаемые результаты
Внедрение социальных проектов обеспечит оптимальные условия для изучения детьми народных традиций, возрастёт интерес к семье, гордость за свою страну, любовь к малой родине. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Возрастут возможности сотрудничества образовательного учреждения с семьями воспитанников. Вовлеченность в проект позволит всем членам семьи обогатить свой педагогический и человеческий опыт, открыть положительные качества в себе и в собственном ребенке, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и от успехов детей. Проектная деятельность создаст условия для объединения усилий педагогов и родителей, поможет сделать эти условия наиболее благоприятными.
Для эффективности работы я адаптировала алгоритм реализации проектов, к условиям нашего ДОУ и применила такие механизмы как:
Механизм взаимодействия МБДОУ д/с № 35 и родителей
Правило первое - информированность. Родители должны знать о содержании семейных проектов, поэтому им предлагается информация о возможных способах участия в проекте, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет происходить сбор сведений, о способе презентации проекта. Для этого необходимо организовать специальное место, где размещается все, что касается совместной проектной деятельности педагогов, родителей и детей. Информацию доносят в понятной, привлекательной для родителей форме, информация регулярно обновляется.
Правило второе - добровольность и возможность выбора. При организации работы по реализации совместного проекта учитываются интересы и возможности родителей. Для этого им предварительно обсуждаются с родителями варианты участия в проекте, проводится консультирование тех родителей, кто выразит такое желание.
Правило третье - чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство удовлетворения и гордости от участия в общей деятельности, поэтому участие всех членов семьи в проекте поддерживается и поощряется, выносится благодарность каждому участнику проекта за его персональный вклад. В МБДОУ выделено специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.
Механизм реализации семейных проектов.
Первый этап. Разработка положения о смотре семейных проектов, критерии оценки проектных работ, сценарий финала. Родителей знакомят с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами. Перед детьми ставится проблема. Обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей работе. Разрабатывается план реализации проекта.
Второй этап - это проектная деятельность педагогов, детей и родителей. Педа-гог выступает в роли советника и непосредственного участника проекта семьи.
Третий этап - заключительный. На этом этапе происходит презентация проек-тов : фотоколлажи, праздники, коллекции, творческие гостиные, панно, выставки.
В настоящий момент в детском саду разработаны социально-ориентированные проекты, такие как: "Азбука профессий", "Мама, папа, я -счастливая семья", " Ставрополь – моя малая Родина".
Одним из главных инструментов в работе социального педагога являются технологические карты. Ниже приведены примеры технологических карт, в соответствии с которыми планируются и проводятся социальные проекты в МБДОУ д/с № 35
Задача технологической карты - отразить деятельностный подход в развитии и воспитании дошкольников.
Технологическая карта позволит социальному педагогу :
- планировать работу по развитию воспитанников;
- соблюдать последовательность работы по освоению темы: от цели до конечного результата;
- определить уровень достижений на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретное занятие в систему занятий);
- определить возможности взаимодействия разных областей развития дошкольников;
- выполнять сравнительный анализ достижения результатов воспитанников на каждом этапе освоения темы;
- решить организационно-методические проблемы.
Список литературы
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез.
Лобанова В. Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности
В. Лобанова, А. Тимошенко // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12. – С. 99-103.
Анощенко М. А. Использование совместной проектной деятельности взрослых и детей в инклюзивных группах детского сада М. А. Анощенко,
Горбунова И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей : подготовительная к школе группа
И. Горбунова Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. – С. 24-28.
Васильева Н. Проектная деятельность : участвуем вместе
Н. Васильева // Дошкольное воспитание – 2011 – № 11. – С. 49-50.
Технологическая карта проекта
Тема: "Азбука профессий"
Цель: Формирование устойчивых представлений у всех участников образовательного процесса о ценности труда и профессиональной деятельности человека.
Задачи:
Образовательные:
Накопление детьми знаний о работе своих родителей
Развивающие :
Совершенствование пространственного восприятия в процессе нахождения места работы родителей на карте города.
Совершенствование связной монологической речи в процессе составления книжек-самоделок по профессиям родителей.
Воспитательные:
Развитие навыков публичного выступления перед детьми других групп.
Создание чувства успешности у детей с проблемами в социальном и речевом развитии.
Создание ситуаций для переживания чувства гордости за своих близких.
I-подготовительный этап
Подготовительная работа Деятельность детей Роль социального педагога Роль семьи Предметная развивающая среда
(оборудование) Ожидаемый результат
Мотивация детей и их родителей на предстоящую деятельность
Налаживание взаимодействия с социумом для проведения экскурсий по ознакомлению с работой родителей Составление книжек-самоделок "Как мы были пожарными", "Как мы были парикмахерами", "Как мы были учениками"
Дидактические игры "Кому что нужно для работы"
Рассматривание семейных альбомов Работа с детьми по составлению коллективных рассказов о профессиях пожарного, парикмахера, учителя
Сообщение родителям цели и задач предстоящей работы
Участие в выборе семьей профессии кого-либо из ее членов для изготовления книжки-самоделки Фотографирование детей на экскурсиях
Подготовка семейных фотографий Картотека пальчиковых игр по теме «Профессии», кроссворды, ребусы, альбом загадок.
Детям о профессиях" Аудио записи музыкальных произведений: аудиодиски с песнями для детей о профессиях. Интерес к предстоящей деятельности.
Выбор направления совместной работы
II- исполнительский этап (реализация)
Совершенствование пространственного восприятия.
Повышение авторитета родителей в глазах ребенка.
Формирование привычки содержательного досуга в семье Встречи с интересными людьми
(рассказы родителей о своей профессии в группе детского сада)
Дни взаимодействия "родители-дети" (организация родителями практической деятельности с детьми по изготовлению образцов продукции своей работы из изо материалов Консультирование родителей по содержанию рассказов для детей о своей деятельности
Проведение дидактических игр с детьми на закрепление полученных знаний
Организация деятельности с детьми по определению на карте места работы родителей, мест использования продукции их производства Выступление перед детьми группы (рассказ о своей работе)
Изготовление с ребенком книжки-самоделки Приобретены новые атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Библиотека»
Обновлены дидактические пособия, «Профессия», «Кому, что нужно» Дети знают название профессии своих родителей, понимают ее значимость, могут назвать основные трудовые действия, оборудование и результат, отражают полученные знания в играх.
Каждый участник проекта испытывает чувство праздника и успеха
III- заключительный этап (презентация)
Развитие навыков публичного выступления
Создание ситуаций для переживания чувства гордости за своих близких Марафон-презентация книжек перед детьми своей группы, параллельных возрастных групп (детей с низкой самооценкой) Налаживание взаимодействия с другими группами
Награждение всех участников проектной деятельности Подготовка выступлений детей
Проводится сравнительный анализ. Книжки-самоделки о профессиях
Стенд для презентации итогов работы Дети связно, последовательно, выразительно рассказывают о своих родителях, гордятся ими.
Технологическая карта проекта
Тема: "Ставрополь - моя малая Родина»"
Цель: Ознакомление с историей Ставрополя. Расширение знаний детей о культуре, быте, традициях. Вовлечешь каждого ребенка в активный познавательный творческий процесс.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать осознанию неразрывной связи истории городов Ставропольского края.
Познакомить детей с назначением Красной книги Ставрополья.
Развивающие :
Развивать творческие способности, эстетический вкус, умение самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний.
Развивать познавательную активность дошкольников.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному краю.
I-подготовительный этап
Подготовительная работа Деятельность детей Роль социального педагога Роль семьи Предметная развивающая среда
(оборудование) Ожидаемый результат
Мотивация детей и их родителей на предстоящую деятельность
Налаживание взаимодействия с социумом для проведения экскурсий по ознакомлению с работой родителей • Просмотр видеофильмов, фотографий, иллюстраций, слушание песен о Ставропольском крае, чтение стихов)
• Работа с родителями (сбор экспонатов для оформления групповой выставки).
Оснащение предметно-развивающей среды.
Памятка «С чего начинается Родина?»
• Активное участие родителей в жизни группы 1. Информационные
2. - фото-видео материалы;
3. - библиотечный фонд
4. Дидактическое обеспечение:
5. - подбор произведений о Ставропольском крае.
6. - подбор иллюстраций, фотографий, слайдов, видеоматериалов. В результате целенаправленной работы по данной теме у воспитанников должны быть сформированы
осмысление понятия
«Семья», социальные роли, семейные ценности
II- исполнительский этап (реализация)
Расширять кругозор детей, о достопримеча-тельностях своего города. Беседы и занятия - «Мой город. Улицы города», «История моей страны, моего города», «Символы нашего города», «Памятные места моего города», лепка: «Мой подарок городу», рисование «Любимое место в моем городе»;
- чтение пословиц и поговорок о родном городе;
- сюжетно-ролевые игры на тему «Мой город». Повышение компетентности всех участников проекта.
Консультации для родителей «Воспитание у детей любви к родному городу»
Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего города», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе. Оснащен центр патриотического воспитания (символика, животный и растительный мир, достопримечательности, исторические особ Оформление стенда для презентации итогов работы • Знание детьми истории Ставропольского края его городов, природы и границ.
III- заключительный этап (презентация)
Демонстрация плаката подготовленного совместно с родителями «Мой родной город!»
Игра викторина «Знаешь ли ты свою малую Родину» Награждение всех участников проектной деятельности • Анализ параметров семейного ролевого взаимодействия
Организация выставки детского творчества
Демонстрация стенда для презентации итогов работы. У воспитанников повысился уровень знаний по теме проекта, а совместная деятельность детей, родителей и социального педагога еще более всех сплотила.
Технологическая карта проекта
Тема: "Папа, мама, я – счастливая семья»"
Цель: Создание единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и в семье, взаимодействие, поддержка и сопровождение, а также профилактика семейных взаимоотношений с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Приобщение к национальным обычаям и традициям.
Развивающие :
Развивать партнерские отношения между семьями воспитанников и детским садом.
Активизировать развитие познавательные способности воспитанников через реализацию проекта.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, чувство гордости, учить проявлять заботу о родных людях.
Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям, уважительное отношение к старшему поколению.
I-подготовительный этап
Подготовительная работа Деятельность детей Роль социального педагога Роль семьи Предметная развивающая среда
(оборудование) Ожидаемый результат
Чтение рассказа Д. Грабе «Мама», разучивание песен «Разговор с дочкой», заучивание стихотворения «Посидим в тишине»
Е. Благинина Дети больше узнают о своей семье : о членах семьи, о жизни бабушек и дедушек, учатся проявлять заботу о родных людях.
Анализ имеющихся условий в для реализации проектной деятельности.
Разработка тематического плана работы
Подбор методической литературы
Беседы родителей со своими детьми о традициях, обычаях своей семьи Оформление центра нравственно-патриотического воспитания. Возрождение традиций семейного воспитания;
Установления партнёрских взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса
II- исполнительский этап (реализация)
Фотовыставка
«Моя семья». Выставка детско-родительских рисунков «Семейный досуг». Рассказы детей о родословных, об обычаях и традициях своей семьи
Участие в создании фотоальбома «Моя семья»
Повышение педагогической грамотности родителей.
Продуктивное творческое взаимодействие.
Составление генеалогическое
древо семьи
(совместная работа с детьми) Приобретен демонстрационный материал. Изготовлены альбомы «Семья», «Профессии». Подобрана художественная литература Сформированы доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного пространства. Повысилась мотивация и готовность педагогов и родителей к сотрудничеству
III- заключительный этап (презентация)
Выставка рисунков «Моя семья». Итоговое занятие по теме: «Тепло семьи». Создание положительного эмоционального микроклимата в ДОУ. Проводится сравнительный анализ.
Привитие детям таких понятий как «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «уважение к старшим» Демонстрация оформленного Центра нравственно-
патриотического воспитания (дидактические и настольные игры,
наглядный материал, книги, энциклопедии) Повышение активности родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ.
Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и социального педагога