Получи документы

Развитие слухового внимания и восприятия у дошкольников с ОНР

Евгения Орехова
Развитие слухового внимания и восприятия у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие слухового внимания и восприятия у дошкольников с ОНР»

Одним из важных факторов в социализации ребенка выступает речь. При нарушении фонематического слуха дети в нужной степени не могут овладеть словарным запасом и грамматическим строем. Поэтому работа по развитию слухового восприятия и внимания имеет огромное значение для детей с общим недоразвитием речи.

Темочки:

В последнее время увеличивается количество детей с отклонениями в речевом развитии, что влияет на дальнейшее обучение.

Дошкольный возраст – это такой период, когда речь развивается наиболее интенсивно, а эффективность этого процесса зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем.

Слуховая система – одна из самых важных анализаторных систем. Благодаря слуховому восприятию обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание явлений и предметов связано с восприятием звука как свойства предметов. [2, c.5-12]

Для возникновения и функционирования устной речи решающее значение имеет развивающееся слуховое восприятие. В настоящее время, к сожалению, наблюдается неуклонный рост количества детей с отклонениями в речевом развитии, что, безусловно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в будущем и на качество усвоения школьных программ.

Как показали исследования отечественных ученых Л. Ф. Спировой, Н. А. Никашиной, Р. Е. Левиной и других, «недоразвитие фонематического слуха, влечет за собой в будущем серьезные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, также чтения и письма (дислексия и дисграфия)». [6, c.290]

Если речь ребенка после 3-4 лет невнятная, он путает или заменяет звуки в слогах, то можно говорить о неразвитости фонематического слуха. Педагогам и родителям следует срочно заняться развитием речи малыша, чтобы вовремя ликвидировать нарушение. Возможно, речь идет о физической патологии: снижение слуха у ребенка. В этом случае может помочь врач. А может быть ребенку нужна другая помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха. Данный вид слуха более тонкий, ведь именно он позволяет ребенку узнавать звук, различать и систематизировать разные звуки, а затем использовать полученную информацию в собственной речи.

Ребенок обучается говорить со слуха. Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произношению. А так как слуховой анализатор человека имеет сложное строение, соответственно, он обеспечивает разные уровни слухового восприятия.

В логопедии разработаны и успешно применяются специальные упражнения, которые направлены на формирование и развитие слухового восприятия и внимания. К этим упражнениям важно отнестись серьезно и уделять им столько времени и внимания, сколько понадобится для получения результата. [5, c.348]

У большинства детей с недоразвитием речи нарушена не только функция распознавания и дифференциации фонем. Не редко недоразвитие речи отягощается неврологическим статусом, соматическими заболеваниями, астеническим синдромом. Поэтому у детей снижены слуховое и зрительное внимание, резко сокращено время сосредоточения и внимание рассеянное. Особенно небольшой объем слухового внимания и его кратковременность наблюдаются у возбудимых детей. [4, c.381]

Мозг малышей развивается очень эффективно, а полноценный фонематический слух дает им возможность решать не только речевые, но также логические, эстетические и нравственные задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в образовательном и социальном отношении будет расти маленький ребенок. Родной язык обеспечивает полноценное общение со взрослыми и сверстниками, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре. Именно язык играет уникальную роль в формировании личности ребенка. Это та точка, в которой сходятся мышление и эмоции, воображение и память. С одной стороны, ребенка необходимо научить распознавать звучащую речь, с другой – правильно ею пользоваться. [1, c.327]

Нарушение фонематического слуха и восприятия в основном проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков, которые отличаются тонкими акустико-артикуляционными признаками. Иногда дети могут не различать и более конкретные звуки, что задерживает процесс овладения звуковым анализом и синтезом. При выполнении элементарных действий звукового анализа (к примеру, узнавание звука) недоразвитие фонематического восприятия проявляется в том, что дети начинают смешивать исследуемые звуки и близкие им по звучанию. Не редко отмечается непонимание изменений слов путем добавления суффикса или приставки. Словарь детей не пополняется новыми словами, если в нем содержатся трудноразличимые звуки.

Первостепенными задачами коррекционного обучения детей дошкольного возраста являются :

1. Формирование и развитие слухового понимания, фонематического слуха и слуховой памяти.

2. Формирование навыков дифференциации звуков.

3. Формирование звукового анализа и синтеза слов. [3, c.160]

Исправлять недостатки звукопроизношения у детей необходимо с постановки у них точного и тонко дифференцированного произнесения звукосочетаний. Одновременно с этим развивается фонематическое восприятие.

Кончено, без полноценного восприятия фонем, без их четкого различения, невозможно их правильное произнесение. Поэтому, если при логопедическом обследовании устанавливают, что есть нарушение фонематического слуха, то в первую очередь необходимо начинать работу по его развитию.

Упражнения по развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза проводят в игровой форме (которая больше всего близка для детей дошкольного возраста) на индивидуальных, фронтальных или подгрупповых занятиях на протяжении всего времени обучения детей в логопедических группах детского сада.

Во время устранения недостатков развития речи используют компенсацию. Когда нарушены функции одних анализаторов, то привлекают раздражители других анализаторов, что создает возможности образования необходимых речевых связей (создание новых либо восстановление и укрепление старых). Подобное замещение происходит за счет чрезвычайной пластичности коры головного мозга.

Чтобы образовались новые речевые связи, используют наиболее эффективные в данном случае анализаторы. Бывает, что нормально слышащие дети неправильно произносят некоторые звуки, так как не различают их на слух. Тогда первое время используется зрительный анализатор: ребенку показывают артикуляцию звука, одновременно произносят звук. Именно так образуются новые и правильные зрительно-двигательные и связанные с ними слухоречевые рефлексы.

В особо тяжело поддающихся коррекции случаях нарушений дифференциации звуков кроме слухового и зрительного анализатора также используют тактильно-вибрационный. [5, c.348]

Коррекционно-педагогическая работа с детьми-логопатами в детском саду носит учебно-игровой характер, что соответствует уровню психофизического развития детей дошкольного возраста. На логопедических занятиях часто используют дидактические игры. Логопед в своем арсенале имеет наборы предметных картинок на различные группы звуков, настольные игры для групповых занятий, логопедическое лото.

Работа воспитателя логопедической группы имеет отличия от работы воспитателя массовой группы, так как логопед на всех занятиях с детьми преследует коррекционные цели. И хотя в коррекционном процессе по преодолению ОНР у детей у логопеда ведущая роль, коррекционные задачи, которые стоят перед воспитателем логопедической группы, тесно связаны с задачами логопеда. Задачи:

- развитие слухового внимания, фонематического слуха и слуховой памяти;

- совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;

- закрепление и автоматизация произношения звуков, поставленных логопедом;

- закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала;

- закрепление монологической и диалогической форм связной речи;

- закрепление грамматических категорий;

- закрепление навыка звукового анализа и синтеза;

- закрепление навыков чтения;

- формирование графических навыков;

- развитие внимания, памяти и мышления.

Воспитатель принимает активное участие в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребенка. В своей работе он следует общедидактическим принципам, при этом, некоторые из них наполняет новым содержанием. Это принципы – системности и последовательности, принцип индивидуального подхода. Первые два принципа предполагают адаптацию содержания, приемов и методов деятельности воспитателя к требованиям, которые предъявляют задачи конкретного этапа логопедического воздействия. При индивидуальном подходе учитываются индивидуально-речевые особенности детей. Это объясняется тем, что у детей различные по структуре и тяжести речевые нарушения и не одновременность их преодоления на логопедических занятиях. [1, c.327]

Во время занятий важно создавать благоприятный для детей эмоциональный настрой, который способствует лучшему усвоению материала. Заканчивать игру нужно поощрениями или похвалой.

Конечно, без умения детей различать и дифференцировать фонемы родного языка, без владения навыками звукового анализа и синтеза не произойдет полная коррекция произносительной стороны речи, развитие лексико-грамматического строя, и соответственно, обучение безошибочному чтению и письму.

Вместе с воспитателями в развитии слухового восприятия и внимания обязательно должны участвовать и родители.

Комплексное и тесное взаимодействие специалистов поможет обеспечить детям не только полноценное речевое развитие, но в конечном счете, подготовить их к успешному обучению в общеобразовательной школе. [3, c.160]

Список использованной литературы

1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., АРКТИ, 2012. – 327 с.

2. Горчакова А. М. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / А. М. Горчакова //Практическая психология и логопедия. - 2006. - N 5. - С. 5-12.

3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб., 2015. - 160 с.

4. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. «Основа логопедии», М. : «Просвещение», 2009. – 381 с.

5. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», М. : «Институт практической психологии», 2016. – 348 с.

6. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М. : «Академия», 2013. – 290 с.

Публикации по теме:

Игры для развития слухового внимания В норме каждый человек от рождения обладает так называемым биологическим слухом, т. е. способностью воспринимать звуковые колебания органами.

Дидактическое пособие для развития слухового восприятия и внимания «Девочки — шумелочки»Дидактическое пособие для развития слухового восприятия и внимания «Девочки — шумелочки» Предлагаем вашему вниманию мастер-класс, который заинтересует воспитателей, родителей и будет полезен для детей. Развитие фонематического.

Дидактическая игра на развитие слухового восприятия из коробки и картонных втулок «Музыкальная шкатулка»Дидактическая игра на развитие слухового восприятия из коробки и картонных втулок «Музыкальная шкатулка» Игра "Музыкальная шкатулка" сделана из бросового материала. А именно из старой круглой коробки и втулок туалетной бумаги. Немного материла,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие слухового внимания и восприятия у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 15 декабря 2024 в 14:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие слухового внимания и восприятия у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Орехова (УИ 468443) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД