Наталья Александровна
Консультация для педагогов «Развитие слухового восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов "Развитие слухового восприятия".
Слуховое восприятие - важная часть здорового интеллектуального
развития ребенка. Рассмотрим с вами, что это такое и
как можно развить этот навык у детей с помощью простых игр и
занятий?
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие слухового восприятия“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слуховое восприятие - это способность мозга интерпретировать звук,
который слышен через уши. Речь идет о придании звуку смысла.
Уже с первых дней жизни ребёнок воспринимает различные звуки окружающего мира, однако примерно до месяца он не разделяет их по громкости, интенсивности и характеру звучания. Этот навык, являясь врожденным умением, развивается абсолютно у всех детей, за исключением тех случаев, когда у ребёнка наблюдаются серьезные проблемы в строении слухового аппарата.
У дошкольника психическое развитие тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения звуковых свойств окружающего и формирование звуковых образов лежит в основе слухового восприятия. Это обогащает представление о предметах, помогает общению.
Слуховое восприятие можно разделить на несколько аспектов.
Слуховая дискриминация. Это относится к способности ребенка
различать разные звуки и слышать сходства и различия. Звук может
различаться по интенсивности, высоте, продолжительности и
интервалу.
Слуховая память. Слуховая память - это способность хранить и
запоминать то, что было слышно, независимо от того, связаны ли звуки
или нет. Слуховая последовательная память - это способность
запоминать эти звуки в том порядке, в котором они были
представлены. Запоминание последовательности звуков в слове и слов в предложении имеет жизненно важное значение для развития языка и
напрямую влияет на способность ребенка читать и писать по буквам.
Слуховой анализ и синтез. Это способность вашего ребенка не только
соединять звуки, но и разбирать их. Это очень важно для обучения
чтению и правописанию.
Анализ- это способность разбивать предложение на слова, слово на
слоги или слово на звуки, что необходимо для обучения правописанию.
Синтез - это способность соединять звуки или слова, что необходимо
для обучения чтению
Слуховая дискриминация переднего и заднего плана. Также известный
как слуховой фон фигуры, это относится к способности фокусировать
внимание на определенных звуках, даже когда есть другие звуки на
заднем плане. Ребенок с этой способностью может сосредоточиться на
голосе своей матери в шумном месте или слушать, что говорит учитель, даже если за его спиной шепчутся дети или слышен шум за
окном, рядом с которым он сидит.
Как улучшить слуховое восприятие ребёнка?
Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях:
- с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (неречевой слух,
- с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).
Неречевой (биологический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Для развития слухового восприятия у дошкольников используют следующие приемы:
- игровые приемы (игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр);
- наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек)
- словесные (объяснение, повторение, указание, вопрос).
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, поэтому основным приемом для развития слухового восприятия является игровой, который позволяет в интересной форме научить ребенка различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам, развивать умения различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего, слышать составные части слова.
Для развития слухового восприятия, внимания, памяти использую следующие игры:
«В мире звуков», «Скажи, что звучит?», «Скажи, что ты слышишь?», «Найди пару», «Поставь по порядку», «Угадай, кто кричит», «Встречайте гостей».
Дифференциация по силе звучания:
- «Тихо – громко!», «Иди – беги», «Найди игрушку»
Дифференциация по способу восприятия:
- «Солнце или дождик», «Что делала Маша?», «Льет или капает»
Дифференциация звучания по темпу:
-«Угадай, кто идёт», «На поляне», «Дождик»
Дифференциация голосов по тембру:
«Угадай, чей голос», «Лягушка», «Улиточка», «Угадай, кто я?».
Дифференциацию по силе голоса:
«В лесу», «Бум», «Ветер или ветерок?».
Дифференциация по интонации:
«Хорошо», «Узнай по интонации», «Кто сказал?».
Дифференциация по высоте:
«Три медведя», «Малыши», «Медведица и медвежонок».
Развитие речевого внимания:
«Будь внимателен», «Слушай и выполняй», «Кто внимательнее?».
Использование разных вид игр, включающих в себя наглядные и словесные приемы, позволяют детям обогащать и расширять представления о звуках окружающего мира, развивать и формировать слуховое восприятие, необходимое для нормального усвоения и произношения звуков, слов, овладение речевой активностью. А также способствует развитию других познавательных процессов, таких как память, мышление, воображение, что в свою очередь является фундаментом становления личности ребенка.