Бердникова Наталья Григорьевна
Педагогический проект «Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста». 4 часть
▼ Скачать + Заказать документы
4 часть.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.1. План мероприятий по развитию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
Приобщение детей, педагогов, родителей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка.
Публикация «Педагогический проект „Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста“, 4 часть» размещена в разделах
С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни можно использовать разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Необходимо привлечение детей к участию в инсценировках, обсуждение с ними увиденного. Детям младшего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка и взрослого участвовать в игре-инсценировке, эмоциональное состояние. Стремление показать, что испытывает персонаж, помогает осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Таким образом, театральная деятельность с детьми развивает не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
План мероприятий по развитию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста на 2011 – 2013 годы
Направления работы Запланированные мероприятия Сроки Ответственные
Мероприятия, направленные на развитие театрализованной деятельности детей Театральные игры Еженедельно Воспитатели
Ритмопластика На музыкальных занятиях Муз. рук.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика Ежедневно Воспитатели
Разучивание скороговорок и стихотворений Ежедневно Воспитатели
Сочинение небольшихрассказы и сказки Ежедневно Воспитатели
Упражнения для сочинения простейших рифм Ежедневно Воспитатели
Посещение профессиональных театральных представлений В течение года 2-3 раза в квартал Воспитатели групп
Кукольный театр, теневой театр и др. виды театров 1 раз в месяц Воспитатели
Театрализованная деятельность совместно с другими занятиями 1 раз в квартал Воспитатели
Мероприятия, направленные на участие в театрализованной деятельности педагогов Практикумы : «Развиваем артистические качества», «Мой голос – мой музыкальный инструмент», «Читаем художественные произведения» 2014 г.
2015 г.
2016 г. воспитатели
Смотр-конкурс театральных уголков в группах ДОУ Февраль 2015 Воспитатели групп
кукольные спектакли (использование разнообразных видов кукол) для детей и родителей ДОУ Сентябрь, декабрь, март 2014-2016
Методические рекомендации, консультации: «О необходимости развития мелкой моторики ребёнка», «Для чего проводятся упражнения на развитие речи у дошкольников», «Как кукольный театр помогает в работе с неуверенными в себя детьми», «Влияние театрализованной игры на формирование
личностных компетенций ребенка-дошкольника» Октябрь, январь, апрель 2014-2016 Воспитатели
Разработать рабочие учебные программы по образовательной области «Коммуникация» для детей дошкольного возраста Май-август 2014 воспитатели
Разработать перспективное планирование по образовательной деятельной области «Коммуникация» для детей дошкольного возраста Май-август 2014 Воспитатели групп
Систематизировать наглядный материал образовательной области «Коммуникация», оформить театральные уголки в группах. 2014-2016 Воспитатели групп
Мероприятия, направленные на участие в театрализованной деятельности родителей Практикум «Элементы актерского искусства» Октябрь 2015. воспитатели
Исполнение театральных ролей Сентябрь, декабрь, март 2014-2016
воспитатели
Размещение на интернет сайте МАДОУ «Машенька» методического материала Октябрь, январь, апрель 2014-2016 воспитатели
Разместить информацию для родителей о развитии театрализованной деятельности детей на официальном сайте МАДОУ «Машенька» Ноябрь 2015 воспитатели
Изготавливать атрибуты для театрализованной деятельности Согласно календаря праздников Педагоги ДОУ дети
Организовать выставку театров (разные виды) 1 раз в квартал Воспитатели групп, дети
Указанные мероприятия в плане предлагают вовлечение всех педагогов МАДОУ в процесс внедрения их в общеобразовательную программу дошкольного образования МАДОУ «Машенька» на 2014-2016 учебные годы и программу развития МАДОУ «Машенька» на 2014-2016 учебные годы.
Таким образом, экспериментальная работа в данном направлении представляется нам актуальной и важной в свете введения новых образовательных стандартов и обновления образовательной системы. Развитие театрализованной деятельности детей повышает мотивацию к непосредственной образовательной деятельности, дает дополнительный ресурс для работы, повышает интерес, активизирует познавательные способности, является мотивационной основой способности делать выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения, быть субъектом своей жизни. В дошкольном возрасте важно сохранить и развивать стремление ребенка к творчеству, инициативы ребенка, любознательность, активность, самостоятельность.
4.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по реализации целей проекта.
На качественную реализацию целей проекта требуется материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Необходимо приобрести:
№ Наименование сумма Источник финансирования
1. Канцелярские товары 200 рублей внебюджетные средства родителей и педагогов
2. Перчаточные куклы 300 рублей внебюджетные средства: спонсорская помощь
3. Ширма театральная 400 рублей внебюджетные средства родителей и педагогов
4. Наборы сказок 1500 рублей внебюджетные средства родителей и педагогов
5. Шапочки для театральной деятельности 2000 рублей внебюджетные средства родителей и педагогов
6. Куски ткани разных цветов 600 рублей внебюджетные средства: спонсорская помощь путем заключения договоров дарения
7. Маски 1000 рублей внебюджетные средства: спонсорская помощь путем заключения договоров дарения
ИТОГО: 6000 рублей
На приобретение необходимых пособий, дидактических материалов, привлекаются внебюджетные средства: спонсорская помощь путем заключения договоров дарения, посильная помощь родителей и педагогов. Экономическое обоснование приведено в примерном расчете, выделены самые необходимые моменты для реализации целей проекта.
В результате реализации данного проекта :
- у детей, педагогов и родителей возникнет желание участвовать в театрализованной деятельности;
- 70% педагогов овладеют методикой организации театрализованной и режиссерской игры;
- дети научатся передавать эмоции в мимике, жестах, речи;
- обогатится содержание театральных уголков групп;
- через размещение на интернет сайте МАДОУ «Машенька», ярких по содержанию, видео и фото материалов повысится имидж детского сада;
- воспитанники научатся строить взаимоотношения с окружающими, оценивать красоту человеческих отношений.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мигунова У. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006
2. Журнал "Дошкольное воспитание" № 4, 2005.
3. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
4. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.
5. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников : Метод. пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск: ИПКПРО, 1993.
6. Артемова Л. В. Театрализованная деятельность. М: Просвещение, 1996.
7. Доронова Т. Н. Играем в театр : Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М. : Просвещение, 2004.
8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
9. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. – М. : Школьная пресса, 2000
10. Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М. : АРКТИ, 2004.
11. Сербина, Е. Спектакль – это не самоцель, а повод для того чтобы заниматься // Дошкольное воспитание. 1997. №5. с. 34.
6. ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение №1
Классификация театрализованных игр
Драматизация Режиссерские
Приложение №2
Виды драматизации
Приложение №3
Условия необходимые для игры-драматизации
Приложение №4
Виды театров
Приложение №5
Еще одна классификация видов театра для дошкольников
Картонажный Магнитный Настольный Пяти пальцев
Масок Ручных теней «Живых теней» Пальчиковый теневой
Книжка-театр Театр кукол для одного исполнителя
Приложение № 6
Виды кукол
Приложение № 7
Уголок театрализованной деятельности
Приложение № 8 Таблица 1.
Диагностическая карта обследования овладения детьми режиссерской игрой (театрализованная деятельность)
Дата обследования: декабрь 20___ воспитатель: возрастная группа МАДОУ «Машенька»
Уровни:
1-й показатель – умение отмечать начало и конец сказки.
Низкий уровень – ребенок самостоятельно не отмечает ни начало сказки, ни ее конец.
Средний уровень – ребенок лишь от части отделяет вид сказки от действительности: отмечает только начало или же только конец сказки.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно отмечает начало и конец сказки.
2-й показатель – умение учитывать структуру сказочного мира.
Низкий уровень – ребенок выделяет и обыгрывает лишь одно пространство – положительного персонажа.
Средний уровень – ребенок обустраивает не только пространство жизни героя, но определяет и место, где живет антагонист.
Высокий уровень – ребенок четко отделяет мир героя и антагониста, считаясь смысловой противонаправленностью обоих миров.
3-й показатель – умение связно и выразительно пересказывать сказку.
Низкий уровень – ребенок не придерживается канонической формы сказки: он не сохраняет последовательность событий в сюжете и не использует специфические сказочные формулировки.
Средний уровень – ребенок рассказывает сказку не ровно, пропускает некоторые моменты в сюжете, хотя в целом передает содержания правильно.
Высокий уровень – ребенок рассказывает сказку, последовательно развертывает ее события, используя выразительные средства сказочного мира.
4-й показатель – умение согласовывать повествование с реальным расположение игрушек на поле.
Низкий уровень – ребенок не замечает рассогласования позы (разворота) персонажей с тем, что он рассказывает.
Средний уровень –ребенок улавливает только рассогласование, но еще не может самостоятельно игровыми средствами такое несоответствие снять.
Высокий уровень – ребенок может самостоятельно игровыми средствами продолжить игру.
5-й показатель – отделение замысла игры от его осуществления.
Низкий уровень – ребенок не обдумывает ни состав персонажей, ни последовательность эпизодов сказки.
Средний уровень – ребенок называет почти все нужные игрушки; игру прерывает только два три раза.
Высокий уровень – ребенок называет все необходимые игрушки и атрибуты еще до начала игры.
№ Ф. И. ребенка Умение отметить начало и конец сказки Умение учитывать структуру сказочного мира Умение связно и выразительно пересказывать сказку Умение согласовывать повествование с реальным расположением игрушек на поле Отделение замысла игры от его осуществления Уровень за квартал
1 кв. 2 кв. 3 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв.
1
ИТОГО: В
С
Н
Выводы и предложения: Рекомендовано:
Приложение № 8 Таблица 2
Диагностическая карта обследования овладения детьми режиссерской игрой (театрализованная деятельность)
Дата обследования: декабрь 20…. воспитатель: возрастная группа МАДОУ «Машенька»
Уровни:
1-й показатель – овладение техникой игры на ширме.
Низкий уровень – игровые действия ребенка соответствуют одному из указанных показателей.
Средний уровень – ребенок может выполнить два из упомянутых выше требований.
Высокий уровень – ребенок выполняет действия в соответствии со всеми указанными требованиями.
2-й показатель – отделение последовательной речи рассказчика от исполнительски-ролевой за персонажа.
Низкий уровень – ребенок не держится только одной своей роли, а произносит слова обеих; он не может выстроить ритм спектакля совместно со взрослым или другим ребенком.
Средний уровень – ребенок уже может отделить рассказчика и актера, но ему не удается это на протяжении всего спектакля.
Высокий уровень – ребенок может выполнять роль рассказчика и актера за персонажей сказки, не путая слова каждого из них.
№ Ф,И, ребенка Овладение техникой игры на ширме Отделение повествовательной речи рассказчика от исполнительски-ролевой за персонажа. Уровень
1 кв. 2 кв. 3 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв.
1
ИТОГО:
Выводы и предложения: Рекомендовано:
Поэтапно – творческий план по теме самообразования воспитателя «Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста» на 2014-2015 у. г.
Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Оснащение пед. процесса
Сентябрь Пальчиковая гимнастика («Флажок», «Птички», «Гнездо», «Цветок», «Пчела», «Ловкие пальцы»)
Дать информацию о методике проведения пальчикового игротренинга Консультация «О необходимости развития мелкой моторики ребёнка» Изготовления альбома с упражнениями
Октябрь Упражнения на развитие пластики и мимики дошкольников. Консультация «Как развивать пластику и мимику ребенка» Изготовление карточек с изображением мимики человека
Ноябрь Упражнения на развитие речи у дошкольников Рекомендация «Какие упражнения можно давать на развитие речи у дошкольников» Изготовление альбома с упражнениями
Декабря Игры для отработки театрализованных навыков : «Самолет», «Кошки - мышки», «Умываемся» Дать описание игр для отработки движений дома с родителями Практический показ Изготовление альбома с упражнениями
Январь Инсценировка сказки: «Гуси - Лебеди» Практический показ сказки «Гуси-Лебеди»
Изготовление масок и атрибутов для инсценировки сказки «Гуси – Лебеди»
Февраль Показ кукольного театра сказка «Теремок» Практический показ сказки «Теремок» Изготовление масок и атрибутов для инсценировки сказки «Теремок»
Март Упражнения на развитие выразительности и воображения: «Лисичка подслушивает», «Цветок» Консультация «О необходимости развития выразительности и воображения дошкольников» Дать информацию о методике проведения упражнений на развитие выразительности и воображения дошкольников. Изготовление альбома с описаниями упражнений
Апрель Рассказывание детьми коротких историй, пересказ для развития речи детей. Записывание рассказанных детьми историй на диктофон
Май Театрализованное представление сказка «Лисичка со скалочкой» Практический показ сказки «»Лисичка со скалочкой Изготовление масок и атрибутов для инсценировки сказки