Любовь Крупенко
Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры у детей второй младшей группы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новоандриановская сош, дошкольная группа «Планета детства». 2018-2019 учебный год.
Воспитатель: Крупенко Л. Н.
Тема: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры».
Публикация «Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры у детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Актуальность: Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Цель работы по самообразованию: расширение общепедагогических и психологических знаний в области Сенсорики, совершенствование методов обучения и воспитания, углубление знаний конкретной методики.
Задачи:
- повысить свою профессиональную компетентность путем изучения методической литературы по данной теме;
- разработать перспективный план работы с детьми, педагогами, родителями;
- провести консультации с педагогами и родителями по данной проблеме, поделиться опытом;
- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом (центр сенсорного развития);
- помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.
Дата начала работы над темой - сентябрь 2018 года.
Предполагаемая дата окончания работы - май 2019 года.
Личный перспективный план по самообразованию.
1. Составление плана по самообразованию.
2. Изучение методической литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.
3. Подбор диагностики для выявления уровня развития сенсорных способностей у детей.
4. Диагностика на начало учебного года. Заполнение карт наблюдений.
5. Составление перспективного плана работы с детьми, педагогами, родителями.
Разработка конспектов мероприятий для детей 3-4 лет.
6. Приобретение и создание пособий для дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
7. Посещение открытого занятия " Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста" на РМО воспитателей в д/с "Незабудка" с. Колесниково. Слушанье опыта работы МБДОУ д/с "Семицветик" №10 "Развитие мелкой моторики через игры с песком.
8. Создание картотеки игр по Сенсорике и пополнение пространственно-развивающей среды.
9. Создание условий для работы с детьми. Обучение детей воспринимать предметы, их свойств. Проведение дидактических игр.
10. Проведение консультации для родителей «Сенсорное воспитание детей младшего возраста».
11. Оформление папки- передвижки на тему "Путешествие в страну Сенсорика". Изготовление материалов для дидактических игр родителями.
12. День открытых дверей. Проведение досуга совместно с родителями «Творческая мастерская».
13. Пополнение картотеки игр и пространственно-развивающей среды.
14. Диагностирование детей с целью определения полученных результатов на конец года. Заполнение карт наблюдений.
15. Анализ работы за год по теме самообразования. Творческий отчет на педсовете.
Этапы работы над проблемой:
1 этап.
Подготовительный (сентябрь-ноябрь).
Сентябрь
Составление плана по самообразованию. Изучение методической литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию:
1. Макарычева Н. В. «Проблемы раннего детства». – АРКТИ, 2014
2. Высокова Т. П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011.
3. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». - Мозаика-синтез, 2013. Собрать дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из Интернет – источников.
Октябрь
Подбор диагностики для выявления уровня развития сенсорных способностей у детей. Диагностика на начало учебного года. Заполнение карт наблюдений. Составление перспективного плана работы с детьми, педагогами, родителями. Разработка конспектов мероприятий для детей 3-4 лет.
Ноябрь
Приобретение и создание пособий для дидактических игр на развитие сенсорных навыков. Посещение открытого занятия " Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста" на РМО воспитателей в д/с "Незабудка" с. Колесниково. Слушанье опыта работы МБДОУ д/с "Семицветик" №10 "Развитие мелкой моторики через игры с песком.
2 этап
Организационный (декабрь-март).
Декабрь
Создание картотеки игр по Сенсорике и пополнение пространственно-развивающей среды.
Январь
Продолжать изучение литературы по заданной тематике Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М. : Просвещение, 1988. Создание условий для работы с детьми. Обучение детей воспринимать предметы, их свойства. Проведение дидактических игр.
Февраль
Проведение консультации для родителей «Сенсорное воспитание детей младшего возраста». Оформление папки- передвижки на тему "Путешествие в страну Сенсорика". Изготовление материалов для дидактических игр родителями.
Март
День открытых дверей. Проведение досуга совместно с родителями «Творческая мастерская». Пополнение картотеки игр и пространственно-развивающей среды.
3 этап.
Контрольно-аналитический - (апрель-май).
Апрель Закрепление пройденного с детьми. Оценка уровня сенсорного развития детей. Диагностирование детей с целью определения полученных результатов на конец года. Заполнение карт наблюдений.
Май Обобщение опыта по теме самообразования. Самоанализ собственной деятельности за год по Сенсорике, определение её эффективности и результативности. Творческий отчет на педсовете.
Перспективный план работы по сенсорному развитию во второй младшей группе.
Октябрь
Разработка диагностических заданий и критериев мониторинга. Проведение мониторинга. Закреплять знание основных цветов;(красный, желтый);учить классифицировать предметы по цвету; закреплять понятия «большой-маленький»; учить классифицировать предметы по размеру; знакомить с геометрической фигурой- «круг»; учить соотносить круг с предметами круглой формы; учить различать звуки по громкости; учить употреблять в речи слова «громко-тихо»; знакомить с качествами предметов «теплый-холодный»; формировать навыки безопасного поведения (не трогать руками горячие предметы).
Ноябрь
Закреплять знание цветов («зеленый-синий»); учить классифицировать предметы по цвету; знакомить с понятиями «длинный-короткий»; учить сравнивать предметы по длине способом наложения; знакомить с геометрической формой-«квадрат»; учить находить в ближайшем окружении предметы квадратной формы; знакомить с музыкальным инструментом-«ложки»; учить повторять ритм музыки; формировать умение определять на слух характер музыки – «грустная-веселая»; знакомить с качествами предметов «мягкий-твердый» ; учить употреблять в речи слова «мягкий-твердый».
Декабрь
Закреплять знание цветов «белый-черный»; учить находить в ближайшем окружении предметы данного цвета; познакомить с понятиями «высокий-низкий»; учить использовать в речи эти понятия; сравнивать с помощью способа «приложения»; познакомить с геометрической фигурой - треугольник; учить соотносить предметы с данной геометрической формой; учить различать на слух разные звуки; знакомить с музыкальным инструментом «бубен»; упражнять в различении на слух темпа музыки: «быстрая-медленная»; учить выполнять движения соответственно темпу музыки; знакомить с качествами предметов «гладкий-шероховатый (пушистый)»; развивать умение определять качество предмета на ощупь.
Январь
Знакомить со смешанным цветом-оранжевым; учить экспериментировать с красками, получать оранжевый цвет из двух основных; знакомить с понятиями-«широкий-узкий»; Познакомить с геометрической фигурой-овал; учить находить в ближайшем окружении предметы овальной формы.
Упражнять в умении повторять заданный ритм с помощью хлопков в ладоши; развивать умение называть предмет, исходя из тактильных ощущений (по форме, поверхности, размеру); знакомить с понятиями «тяжелый-легкий»; учить сравнивать предметы по весу, употреблять в речи слова «легче», «тяжелее».
Февраль
Продолжать знакомить со смешанными цветами (голубой, розовый, серый); учить получать данные цвета с помощью смешения с белой краской; учить сравнивать предметы по размеру на глаз и с помощью условной меры; учить классифицировать предметы по одному заданному признаку; упражнять в определении формы предмета с помощью осязания; продолжать знакомить с музыкальными инструментами- металлофон; учить определять высокие и низкие звуки. Знакомить со свойствами бумаги (мнется, рвется, мокнет в воде, шелестит и т. д.).
Март
Знакомить с оттенками одного цвета; учить употреблять в речи слова: темный, светлый, яркий, тусклый, темнее, светлее и т. д. Учить раскладывать предметы по возрастанию или убыванию; познакомить с геометрической фигурой-шар, его свойствами; учить различать круг и шар; упражнять в регулировании силы голоса (тише-громче); учить согласовывать движения с силой голоса; познакомить с материалами: дерево, пластмасса, их свойствами.
Апрель
Учить составлять узор из геометрических фигур на полосе, учитывая цвет элементов узора; закреплять умение сравнивать предметы по размеру, высоте, ширине; употреблять в речи слова: шире-уже, выше-ниже, короче-длиннее, больше- меньше; познакомить с геометрической фигурой-куб, его свойствами; учить различать куб и квадрат; учить распознавать звуки на слух, называть их источник; закреплять умение различать материалы с помощью тактильных ощущений.
Май
Закреплять знание основных и смешанных цветов; учить сочетать 2-3 цвета в узоре; закреплять умение раскладывать предметы по убыванию и возрастанию; классифицировать предметы по размеру, употреблять в речи слова, обозначающие размер; закреплять знание геометрических фигур и их свойств; развивать умение давать характеристику звукам; закреплять умение определять на ощупь качество поверхности, употреблять в речи слова называющие данное качество.