Приложение МААМ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование

Шевелева Оксана Викторовна
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование

Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации; актуальность проекта)

Я хотела поделиться своим реальным опытом работы. Когда я работала в старших группах, познавательно-исследовательская деятельность у нас была одним из приоритетных видов деятельности. Мы экспериментировали и исследовали и делали выводы практически каждый день и в группе и на прогулке – словом везде, где это было возможно. Но дети выросли и ушли в школу…

Темочки:

А сейчас я работаю в группе раннего возраста. И поначалу думала, что исследовательскую деятельность с такими маленькими детьми будет организовать проблематично, но потом поняла, что дети такого возраста познают и исследуют не каждый день, как в более старших группах, а каждый час и даже каждую минуту… Как же я ошибалась, что с малышами будет трудно экспериментировать и исследовать. Ничего подобного. Они впитывают все как губка и проявляют еще большую инициативу в исследовании и экспериментировании

У детей в раннем возрасте экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Особенно это помогает отвлечь ребенка при адаптации. Когда ребенок плачет и все мысли его только о маме и почему она его здесь оставила, то я часто предлагаю ему поиграть сенсорную коробку, тазик с водой или с кинетическим песком. Ведь вода и песок оказывают релаксационное действие, снимают излишнюю тревожность и агрессивность

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются простые орудийные действия и сенсорные эталоны.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятий и формирование представлений о внешних свойствах предметов: (их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.) От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Поэтому тему своего самообразования я сформулировала так: сенсорное развитие детей раннего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность. Выдающиеся ученые, справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:

• Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу.

• Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее, умения правильно применять данные действия.

• Помочь реб нку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл). Дать понятия об их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бь тся; бумага гладкая, мягкая, рв тся, промокает и так далее).

Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие качества, свойства предметов и действия с ними. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение чувственного опыта со словом, формирование плана представлений.

• Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).

• Организовать включение сенсорного опыта в деятельность ребенка (предметную, продуктивную, трудовую). При этом главное внимание должно быть уделено тому, чтобы активизировать восприятие, обеспечить реализацию чувственного опыта.

• Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами

Таким образом, цель моей работы – это создание условий дляформирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме

2. Разнообразить развивающую предметно-пространственную среду в группе.

3. Разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному развитию детей

4. Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт в процессе исследовательской деятельности.

5. Определить возможные пути сенсорного развития детей в процессе исследовательской деятельности

6. Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.

7. Формировать целостную картины мира, расширение кругозора детей.

8. Повышать уровень знаний у родителей по ПИД и воспитанию дошкольников, приобщать к организации экспериментирования дома в семье.

.

Средства и методы деятельности:

- изучить и проанализировать подборку методической литературы;

- наблюдение в ходе игровой деятельности;

- беседы;

- игровая деятельность;

- определить перечень;

- разработать цикл занятий по развитиюсенсорных способностей черезопытно-экспериментальную деятельность с учетом возрастных особенностей детей ;

-использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста

Содержание работы по созданию условий развития сенсорных способностей детей раннего возраста

через детское экспериментирование

Этапы работы над проектом:

1 этап - начальный (констатирующий – диагностический (03.09. 2021- 01.10.2021г.)

Начальный период предполагает сбор информации по проблеме на основе диагностики

уровня развития творческих способностей детей, выявление проблемы, изучение

индивидуальных особенностей;

2 этап – основной (формирующий (01.10.2021 – 10.05.2022г.)

Основной этап предполагает апробацию различных пед. технологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

3 этап – заключительный (контрольный) 10.05.2022. – 31.05.2022г.)

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

В нашей группе будут проходить традиционными выставки, акции, проекты, на которых родители являются активными участниками.

Предполагаемые результаты работы:

Развитие у воспитанников более высокого уровня сформированности знаний о сенсорных эталонах.

• Проявление интереса к объектам и явлениям живой и неживой природы,

• формирование представлений о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира.

• Овладение воспитанниками первичными умениями и навыками проведения элементарных опытов.

• Расширение словаря детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы

Обогащениепредметно-развивающейсреды.

• Созданиекартотекиметодическихматериалов.

• Высокая активность родителей в совместной работе с воспитателем по теме проекта.

• Повышение уровня педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсорном развитии детей

Методическая литература:

1)Борисова Е. М. Ранее экспериментирование детей. //Молодой ученый. - 2016.

2) Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М. :Просвещение,20153

3)Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 2006.

4) Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. -М. : 2010

5)Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста»,- М. : Мозаика – Синтез, 2009

Выводы:

При работе в этом направлении дети станут любознательными, пытливыми, инициативными и мотивированными к исследованию. Стремление познать мир и стать более самостоятельными в этом познании, у них появится восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это является предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Считаю очень важным моментом экспериментировать и исследовать на протяжении всего периода адаптации – для улучшения эмоционального фона и сплочения членов такого маленького коллектива

Перспективы на будущее:

• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

• Дополнение системы экспериментирования;

• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию

Приложение 1

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе :

Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т. д.);

3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);

4. Разные виды бумаги, пластилин;

5. Красители пищевые и не пищевые;

6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);

7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д.);

8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).

9. Детские фартуки;

10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;

11. Схемы проведения опытов.

Приложение 2

Конспекты занятий по сенсорному развитию детей с использованием игр-экспериментов

Занятие 1

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка : песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.

Вызвать положительные эмоции.

Оборудование: Фартуки для воспитателя и детей, несколько емкостей с сухим песком, лейки с водой, формочки для песка, лист бумаги.

Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные

Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют»; д/ игры: «Больше - меньше», «Собери в корзинку»; наблюдения в природе

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей.

Ход занятия

Ребята, Незнайка приглашает нас в гости, в свою лабораторию. Пойдём? и Да. Давайте все наденем фартуки, и Незнайка покажет нам много нового и интересного. Дети одеваются и проходят.

1. Ребята, что у меня в стаканчике? (воспитатель насыпает горкой песок разной величины). Песок. Правильно. Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. А чтобы получилась большая горка песка сколько нужно песчинок? Много. (ответы детей). А в песочнице сколько песчинок? Много. Песок состоит из множества песчинок.

Вывод: Песок состоится из множества песчинок.

2. Ребята, давайте потрогаем песок. Какой песок? Сухой. Суньте руки в песок, а затем вытащите руки. Руки у нас чистые или грязные? Ответы детей. Чистые. А теперь давайте проведём эксперимент с песком. Дети поливают песок водой. Что произошло с песком? Песок стал мокрым. Ребята, суньте руки в песок. Достаньте руки. Какие у вас стали руки? Руки мокрые, грязные. Почему руки мокрые? Ответы детей – Потому что мы полили песок водой. Песок бывает сухой, но если песок полить водой он становится мокрым. Наше путешествие по лаборатории Незнайки продолжается. Перед вами стоят два тазика- один с сухим песком, другой с мокрым песком. Сейчас мы будем делать пирожки с помощью формочек.

Пробуем лепить из сухого песка пирожки. Получается? Нет. А почему? Песок сухой, с него не получается лепить. (Ответы детей). А теперь пробуем лепить с мокрого песка. Получается? Да. Почему? Песок мокрый. (Ответы детей).

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, а из сухого нельзя.

Занятие 2

Программное содержание: Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми.

Продолжать учить детей группировать предметы по цвету.

Воспитывать желание помогать близким.

Вызвать положительные эмоции.

Оборудование: Фартуки; большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки из аквариума и соответствующие по цвету ведерки; чудесный мешочек; поролон.

Словарная работа: легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый

Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке; д/ игры: «Собери в корзинку», «Чудесный мешочек»; «Какого цвета?»

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей

Ход занятия

Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Незнайка приглашает нас снова провести опыты, одевайте фартуки. Дети одевают халаты и проходят к столу. На столе лежат камни разного размера (большие и меленькие).

Ребята, посмотрите, что это? Камни. Возьмите их в руки, рассмотрите камни. Какие камни тяжёлые или лёгкие? Ответы детей. А теперь давайте определим тяжёлые камни или лёгкие Ответы детей. Ребята камни бывают тяжёлые и легкие.

А теперь поиграем с камнями. У меня есть два мешочка, в них мы положим камни. Один мешочек мы положим на окно, а другой мешочек положим на батарею.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Ребята, а теперь давайте потрогаем камни из мешочков. Какие камни в этом мешочке, холодные или теплые. Ответы детей. Дети трогают камни и отвечают на вопросы воспитателя. Ребята, а теперь давайте попробуем сжать камни, камни сжимаются. Нет. А у меня есть вата. Давайте попробуем сжать вату. Вата сжимается? Да. Вата сжимается потому что она мягкая, а камни твёрдые они не могут сжиматься. Ребята, посмотрите, камни у нас разного цвета. А какого цвета камни? Жёлтые, зелёные, красные и сини. Ответы детей. Давайте разложим камни по цвету. Дети раскладывают камни по цвету. Молодцы ребята, вы хорошо справлялись с заданиями.

Занятие 3

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды : вода может быть прозрачной, мутной; со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется.

Дать представление о том, что воздух невидим.

Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.

Обогащать словарь.

Вызвать положительные эмоции настроя.

Оборудование: телефон, фартуки, очки, колпак, бегемотики, стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.

Словарная работа: прозрачная, мутная, легкая, толстая

Предварительная работа: рассматривание разных сортов бумаги; д/ игра: «Спрячь игрушку»; дыхательное упражнение «Бабочки»

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей

Ход занятия

Позвонил телефон, звонит Незнайка. Он снова приглашает нас к себе в гости, в лабораторию. Давайте снова оденем фартуки. Дети одевают фартуки. Ребята,посмотрите, что стоит у меня на столе. На столе стоит стакан с водой. А вода в стакане прозрачная? Ответы детей. А давайте поиграем с вами в игру, добавим в стакан с водой ложку муки и размешаем. Какая стала вода? Ответы детей. Мутная, грязная, не прозрачная. А почему? Мы добавили в воду муку. Ребята, посмотрите, у меня есть маленькие шарики, давайте положим один в прозрачную воду, а другой положим в мутную воду. В какой воде видно шарик? Ответы детей. Теперь ребята мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной.

Ребята, а ещё мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы с вами попробуем поймать воздух. Воспитатель раздаёт всем пакетики. Воспитатель показывает детям как ловить воздух. Дети повторяют. Потрогайте пакет. Что в нём? Воздух. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Дашенька, что в пакете? Теперь я выпущу воздух из пакета. Почему пакет стал тоненьким? Ответы детей.

Молодцы ребята, теперь мы знаем, что воздух не видим, но он есть везде.

Ребята, а теперь мы будем играть с бумагой. Каждый возьмёт в руки бумагу и положит её на ладошку. Дыхательная игра «Подуй». Поиграли, а теперь проведём опыт с бумагой.

Возьмите в руки лист бумаги. Потрогайте бумагу руками, какая бумага? Бумага тонкая или толстая? Ответы детей.

А теперь давайте попробуем смять бумагу, покажите, что получилось. Бумага смялась. Попробуйте бумагу порвать. Порвалась, почему? Бумага тонкая. Правильно бумага тонкая, она рвётся.

Тоже самое проделать с толстой бумагой.

Вывод: Тонкая бумага рвётся, а толстая нет. Тонкая бумага мнётся, а толстая не мнётся.

Приложение 3

Картотека опытов

Эксперименты с водой

Опыт 1 «Что получится?»

Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время опустился на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель тоже самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не опустился на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.

Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.

Опыт 2 «Тёплый» или «Холодный»

Цель: закреплять понятие «тёплый» или «холодный».

Оборудование:.

Необходимы игрушки двух видов, по две – три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые ( например: утята, рыбки, кораблики, дельфины и небольшие мячики – красные, синие, желтые, белые).

Ход: Воспитатель наполняет одну ёмкость теплой водой, другую холодной. Говорит детям: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду. Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов,

но и учим определять разницу холодное – теплое.

Опыт 3 «Что как плавает?»

Цель: Знакомство детей со свойствами материалов.

Оборудование:

Для игры нужен набор предметов из разных материалов. Пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т. д.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже от-

пустим, они хотят плавать». Во время игры воспитатель просит малыша называть предметы, опускаемые в воду. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет).

Опыт 4 "Сказка о том, как радуга в озере купалась"

Цель: знакомство со свойствами воды.

Ход: Воспитатель показывает детям картинку с изображением радуги

и рассказывает : "Летом после дождя на небо вышла яркая радуга. Она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало, и подумала: «Какая же я красивая!» Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Давайте посмотрим что же получится с водой, если ее раскрасить цветами радуги. Дети берут баночки с гуашью и

кисточки и "красят воду".

Опыт 5 "Кто живёт в воде?"

Цель: Знакомимся с водяными человечками

Ход: Водяные человечки

Целый день плескались в речке.

А потом залезли в тазик

Искупаться ещё разик.

В песочнице живут песочные человечки, а в воде) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме.

Эксперименты с песком

Опыт 1 «Найди шарик».

Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

Ход: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель прячет два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

Опыт 2 "Матрёшки"

Цель: Выкладываем на песке контуры предметов и геометрических фигур из камешков и других природных материалов (шишки, желуди)

Ход: У хорошеньких матрёшек

Сарафанчики в горошек,

Бусы разноцветные,

Издали приметные.

Для того чтобы сделать бусы для матрёшки, вам понадобятся мелкие камешки (жёлуди, шишки и т. п.). Нарисуйте на песке кружок и попросите ребёнка выложить камешки по его контуру. Это и будут «бусы для матрёшки». Таким же способом можно изобразить и саму матрё шку: нарисовать её контур на песке и

выложить камешками. Можно знакомить малыша с геометрическими фигурами, выкладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба.

Опыт 3 "Козлик"

Цель: Строим высокие и низкие горы из песка.

Ход: Строим горы из песка,

Над горами облака.

Скачет козлик по горам:

Тут и там, тут и там!

Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца: «тут и там, тут и там». Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились «высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и ба-

ночек. Затем возьмите «козлика». Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка. Пусть ребёнок переносит «козлика» с «высокой горки» на «низкую» и наоборот в соответствии с вашими командами. Главное для малыша в этой игре — научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.

Опыт 4 "Речка и ручеёк"

Цель: Строим широкие и узкие канавки в песке.

Ход: Вот большая река —

Широка, глубока,

А вот малый ручеёк —

Не широк, не глубок.

Большим, широким совочком выкопайте в песке «реку». Маленьким, более узким совочком — «ручеёк». Можно налить в них воды. Если у вас есть игрушечные кораблики (лодочки) разного размера, попросите малыша большой кораблик пустить в «реку», а маленький — в «ручеёк». А лучше всего вместе с ребёнком сделать несколько корабликов (больших и маленьких) из бумаги или коры дерева. Можно также использовать «подручные средства», например щепочки разной длины.

Опыт 5 "Мышонок"

Цель: Прячем ладошки в песок, а потом находим.

Ход: Ночь на дворе,

Мышонок в норе.

Норка в песке,

Дверь на замке.

Ночь позади.

Мышонок, выходи!

«Ночь на дворе, мышонок в норе» — малыш засовывает ладошку поглубже в песок. «Норка в песке, дверь на замке» — потихоньку счищайте песок с его ладошки, стараясь не коснуться её («не потревожить мышонка»). Ладошка очищена от песка — «Ночь позади. Мышонок, выходи!» Отряхните с ладошки ребёнка остатки песка — «Вот он, мышонок!» Потом можно поменяться ролями: теперь пусть ваша ладонь находится в песке, а ребёнок пытается осторожно освободить её от песка.

Эксперименты с воздухом

Опыт 1: «Утопим игрушки»

Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух). Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает). Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.

Эксперименты с камнями

Опыт 31 «Легкий – тяжелый»

Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие). Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый).

Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

Эксперименты с бумагой

Опыт : «Бумажные листочки»

Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.

Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.

Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони). Почему? (Потому что он легкий). Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает). Почему бумага не утонула (Потому что она легкая).

Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО ВОЗРАСТА. НАША ТЕМА : РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 23:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование» (включая файлы) размещена пользователем Шевелева Оксана Викторовна (УИ 651368) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД