Эйснер Алеся Александровна
Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста в рамках реализации трудового направления воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье авторы представляют опыт работы по применению различных приемов и методов трудового воспитания детей дошкольного возраста, которое закладывает основу их успешной трудовой деятельности во взрослой жизни и способствует их полноценному развитию.
Публикация «Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста в рамках реализации трудового направления воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Ключевые слова: труд, самообслуживание, трудовое воспитание, дошкольники.
Труд - важнейшее средство воспитания. Начиная с дошкольного возраста, в процессе трудовой деятельности формируется личность ребенка, складываются взаимные отношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость.
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной стороны. Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к трудовым действиям.
Трудовое воспитание в дошкольном учреждении начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируется самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к вещам, культура поведения.
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей, это длительный процесс, требующий от педагогов знания возрастных особенностей развития и большого терпения. Известно, что при хорошем руководстве, ребенок 3-х лет, может многое сделать самостоятельно. Поэтому эту работу мы начали с первых дней учебного года. Дети, которые начали посещать ДОУ с 1,5 лет, самостоятельно могут надеть колготы, носочки, футболки. Некоторые застегивали пуговицы и оказывали помощь товарищам. Однако были трудности в правильной последовательности одевания и раздевания. У детей, пришедших из дома, отсутствовали не только элементарные навыки самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно.
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют благоприятные для развития навыков самообслуживания условия. И здесь важно всё : удобное оборудование, одежда и обувь детей. Приемная оборудована отдельно полкой для обуви. В кабинках имеются по 2-3 крючка. Полки для вещей хорошо закреплены. В приемной висит алгоритм одевания и раздевания. Также в доступном для детей месте есть модули, как правильно складывается одежда. Если ребенок забыл, как сложить ту или иную вещь, он может взять модуль и сложить вещь с помощью этого модуля. Дежурные могут с помощью модуля учить складывать детей, которые не справляются самостоятельно. Дети учатся поддерживать порядок в своих кабинках, для этого мы даем поручения проверить порядок в кабинке соседа (справа, слева, напротив).
Большое внимание мы уделили освоению хозяйственно - бытового труда.
Содержанием этого вида труда является соблюдение порядка в помещении и на участке. Если труд по самообслуживанию направлен на развитие самостоятельности у детей 4-5 лет, то хозяйственно – бытовой труд имеет общественную направленность. Воспитанники учатся создавать и содержать в порядке не только вещи, но и окружающую среду. В процессе этого дети учатся помогать взрослым, доводить начатое дело до конца.
Предлагаем Вашему вниманию несколько приемов, направленных на создание чистоты и порядка в группе и на участке.
Педагог звенит в колокольчик и говорит: «Вот звенит наш колокольчик, что-то хочет нам сказать. Мы играли, мы играли, начинаем прибирать».
В каждом уголке назначается профессионал, который следит за работой других детей. Этот профессионал выбирается по итогам предыдущего дня, (работа на занятиях, уборка игрушек, труд на прогулке). Например : в магазине - продавец, который следит, как убираются на место продукты, касса, деньги. В книжном уголке - библиотекарь, следит за порядком на книжных полках. В уголке со строительным материалом – бригадир, он регулирует работу детей по уборке кубиков, конструкторов, машин.
Если не все игрушки лежат на своих местах, можно провести игру «Узнай по описанию». Воспитатель описывает игрушку, которая осталась не замеченной. Дети должны узнать и найти эту игрушку. В старшем дошкольном возрасте описание может делать ребенок.
Так же у нас есть игра «Раз, два три игрушки убери», ребенок, который больше всех убрал игрушек, получает возможность выбрать, какую сказку будем читать перед сном или в какую подвижную игру играть, быть ведущим в этой игре.
На прогулке мы используем «Чудесный мешочек», в котором геометрические фигуры. Каждая фигура отвечает за определенный вид деятельности на участке. Зимой, например, дети, которым попался квадрат- очищают веранду от снега, круг - очищают лабиринт, треугольник - строят из снежных камней крепость. Осенью одни дети гребут листву, другие складывают в мешки. Летом - это может быть полив цветов, уборка игрушек на веранде и т. д.
А еще у нас имеется «Волшебная коробочка» в которой, находятся фишки разного цвета в соответствии с цветом лопат имеющихся на нашем участке, (желтого, фиолетового, зеленого). Педагог предлагает объединиться в группы по цвету фишек. Воспитанники разбирают лопаты в соответствии с цветом фишки и расходятся по своим рабочим местам.
Есть дети, которые не социализированы (или не хотят, не приучены, тем самым мы мотивируем, давая индивидуальные, посильные поручения.
Таким образом, мы пришли к выводу, что происходит положительная динамика в развитии самостоятельности дошкольников, можно утверждать, что предложенные формы и методы работы способствуют развитию их самостоятельности. Наиболее эффективными приемами, по нашему мнению, являются поручения, положительный пример, игра, эксперимент, наблюдение. Следовательно, использование таких методов и приемов в образовательном процессе ДОУ, формирование самостоятельности будет проходить эффективно и интересно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нечаева В. Г., Буре Р. С. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре. – Москва : Просвещение, 1980.160 с.
2. Ядэшенко В. И., Сохина Ф. А. Дошкольная педагогика / В. И. Ядэшенко., Ф. А. Сохина. – Москва : Просвещение, 1978. – 210 с.
3. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. М., 1983.
4. Буре, Р. Организация труда детей и методика руководства [Текст] Р. Буре Дошкольное воспитание. – 2013. - №4.
5. Иващенко, Ф. И. Психология трудового воспитания [Текст] : учебное пособие Ф. И. Иванова. – Мн. : Высш. Школа, 2010. -143с.
6. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст] учебн. пособие С. А. Козлова, Н. К. Ледовских, В. Д. Калишенко. - М. : Академия, 2011. – 192с.