Marina Ismagilova
Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей дошкольного возраста является одним из ключевых этапов их развития. Речь - это важнейший инструмент общения и самовыражения, который начинает формироваться уже в раннем детстве. В возрасте от 3 до 5 лет дети активно осваивают речь, учатся строить предложения, расширяют свой словарный запас и улучшают произношение.
Публикация «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Малые формы фольклора, такие как пословицы, поговорки, загадки и сказки, могут стать отличным инструментом для стимулирования речевого развития ребенка.
Пословицы и поговорки содержат в себе мудрость народа, они помогают детям понять мир вокруг них и учат их правильному поведению. Загадки развивают логическое мышление и воображение, а также способствуют развитию памяти. Сказки же являются прекрасным способом научить детей различать добро и зло, а также развивать фантазию и творческие способности.
Кроме того, малые формы фольклора помогают детям развивать языковые навыки, расширять словарный запас и улучшать произношение. Регулярное чтение и обсуждение этих произведений может помочь детям лучше усваивать информацию и развивать свои речевые навыки.
Для того чтобы использовать малые формы фольклора для развития речи у детей дошкольного возраста, необходимо выбирать произведения, соответствующие возрасту ребенка. Например, для малышей подойдут простые сказки с яркими персонажами и простыми сюжетами. Для детей постарше можно выбирать более сложные произведения, которые будут стимулировать их мыслительные процессы.
Важно также помнить о том, что использование малых форм фольклора должно быть регулярным и систематическим. Ребенок должен привыкнуть к тому, что каждый день он будет слушать новые истории или загадки. Это поможет ему лучше усваивать информацию и развивать свои речевые навыки.
Чтобы дети могли лучше понимать и чувствовать русские народные сказки и истории, можно использовать разные способы, например читать им эти сказки, обсуждать их вместе, играть в театр, рисовать или лепить персонажей, слушать музыку и ходить на выставки.
Чтение сказок и рассказов: Регулярное чтение сказок и рассказов помогает детям развивать эмоциональную отзывчивость. Важно выбирать произведения, которые соответствуют возрасту ребенка и имеют яркие образы и сюжеты.
Обсуждение произведений: После прочтения сказки или рассказа можно провести обсуждение с ребенком, задавая вопросы о героях, событиях и эмоциях, которые они испытывали. Это поможет ребенку лучше понять произведение и развить свою эмоциональную отзывчивость.
Игра в театр: Организация театральных представлений с участием детей может помочь им лучше понять эмоции героев и научиться выражать свои чувства через игру.
Рисование и лепка: Создание рисунков или поделок на основе прочитанного произведения может помочь ребенку выразить свои эмоции и впечатления от произведения.
Музыкальные занятия: Прослушивание народных песен и мелодий может помочь ребенку почувствовать атмосферу произведения и развить эмоциональную отзывчивость.
Посещение музеев и выставок: Посещение музеев и выставок, посвященных русскому народному творчеству, может помочь ребенку лучше понять культуру и традиции своего народа.
Участие в народных праздниках: Участие в народных праздниках, таких как Масленица или Иван Купала, может помочь ребенку почувствовать атмосферу праздника и развить эмоциональную отзывчивость.
Один из способов стимулировать речевое развитие - это использование малых форм фольклора, таких как потешки. Потешки - это короткие стихотворения или песенки, которые часто используются для развлечения и обучения детей.
Чтобы сформировать умение запоминать потешку с помощью взрослого, можно предложить ребенку следующую последовательность действий:
- Выберите потешку, которая нравится ребенку и соответствует его возрасту.
- Прочитайте потешку несколько раз, чтобы ребенок мог услышать ее полностью.
- Объясните ребенку смысл каждого слова или фразы в потешке, если это необходимо.
- Предложите ребенку повторять за вами отдельные слова или фразы из потешки.
- Когда ребенок будет готов, попросите его повторить всю потешку целиком.
- Поддерживайте ребенка, хвалите его за каждое успешное повторение.
- Повторяйте процесс до тех пор, пока ребенок не запомнит потешку полностью.
Например потешка «Кошкин дом» - можно поиграть через настольный театр:
- расскажите ребенку историю о Кошке и ее доме, используя настольный театр.
- Покажите ребенку, как использовать фигурки и декорации для создания сцен из истории.
- Попросите ребенка рассказать вам, что происходит на каждой сцене, используя фигурки и декорации.
- Помогите ребенку создать собственные сцены и истории с использованием фигурок и декораций.
- Хвалите ребенка за каждую успешную сцену или историю, которую он создает.
- Повторяйте процесс до тех пор, пока ребенок не освоит все возможности настольного театра.
В заключение можно сказать, что малые формы фольклора являются отличным инструментом для развития речи у детей дошкольного возраста. Они помогают им понимать мир вокруг себя, учат правильному поведению и развивают фантазию и творческие способности. Родители должны регулярно использовать эти произведения для стимуляции речевого развития своих детей.