Дмитриева Нина Владимировна
«Развитие речи ребенка раннего возраста». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Родителей часто волнуют вопросы развития речи ребенка. И это не удивительно, ведь овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста. Овладение речью меняет характер общения ребенка с окружающими людьми. С ее помощью малыш учится выражать свои желания, понимать других, договариваться.
Публикация «„Развитие речи ребенка раннего возраста“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Большинство детей в уже в начале второго года жизни хорошо понимают слова взрослых, когда они включены в конкретную ситуацию. Этот этап в развитии речи, когда ребенок понимает то, что ему говорят, но сам еще говорить не умеет, называют этапом «пассивной речи». Сколько слов понимает ребенок измерить невозможно, поэтому нормы речевого развития выведены из количества слов, которые ребенок произносит («активная речь»).
Сами нормы следующие: к 1 году от 2 до 10 слов, к концу второго года жизни количество слов активного словаря ребенка возрастает до 100-300 и является индивидуальной характеристикой каждого ребенка. Однако есть дети, которые до 2х лет практически не произносят слов, а пользуются жестами и отдельными звуками, количество которых также не велико.
Важно разделить два понятия: недоразвитие речи и нарушение речи.
Под недоразвитием понимается качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции, например, «активной речи», при хорошем уровне развития «пассивной речи».
Под нарушением речи подразумевается отклонение от нормы вызванное изменениями в строении или работе речевой или слуховой систем или задержкой общего психического развития ребенка.
Про нарушения мы сегодня говорить не будем, а вот вопросов недоразвития коснемся. Итак, сто может быть причинами недоразвития речи. В большинстве случаев – это или недостаточное общение ребенка со взрослым, или недостаточность развития и функционирования двигательной (моторной) сферы.
Соответственно и решения этих двух проблем напрашиваются сами. В первом случае следует рекомендовать взрослому уделять больше внимания ребенку особенно в том, что касается речевого общения.
Основные рекомендации тут следующие:
* При общении с ребенком важно устанавливать контакт, зрительный, тактильный, быть рядом на одном уровне. Стремитесь строить свое поведение так, чтобы малыш был заинтересован в общении.
* Стройте общение в виде диалога. Задавайте вопросы, делайте паузы для ответа ребенка. Не пытайтесь по жестам угадать желания ребенка, ведь если ребенка итак понимают у него не возникает необходимости в голосовых реакциях.
* Больше разговаривайте с ребенком, комментируйте совместные действия, объясняйте, что он видит.
* Давайте ребенку поручения, передать что-нибудь или позвать кого-нибудь из членов семьи.
* Используйте книги с картинками. Рассматривайте вместе, рассказывайте, задавайте вопросы по картинкам (кто, что, где, призывайте повторять хотя бы облегченные слова. При чтении сказки, потешек, стихов, хорошо знакомых ребенку, делайте паузы, чтобы он заканчивал стихотворные строчки.
* Развивайте речь, через игры, в которых используются простые стихи. «Баба сеяла горох», «По кочкам, по кочкам», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая» и т. д. Таких игр, очень много, они сочетают слова и движения. Ребенок выучивает движение, через подражание взрослому, затем сам начинает проговаривать слова, при небольшой помощи взрослого.
Конечно, в садике есть специализированные занятия по развитию речи, огромный их плюс в том, что они регулярные, проводит их опытный педагог, но они проводятся по подгруппам (это 5-8 детей сразу) и только раз в неделю. Вне занятий также проводится много игр в течение дня, читаются книжки и т. п. Но я призываю родителей к тому, что если вы видите, что у вас есть проблема, будет лучше, если мы будем работать над ее решением вместе, вы – дома, педагоги - в детском саду.
Второй причиной недоразвития речи, как уже было сказано выше, является недостаточность развития моторной сферы.
В своих исследованиях ученые показали, что выполнение ребенком упражнений для ног, туловища, рук, головы - подготавливают движения артикуляционных органов - губ, языка, нижней челюсти. Также выявлена тесная связь между становлением речи и развитием движений пальцев рук (мелкая моторика).
Итак, какие движения необходимо развивать. В первую очередь, движения связанные с перемещением в пространстве: ходьба, лазанье, ползание, прыжки, бег.
Игры: Иди (беги) ко мне – беги от меня. «Больше ноги шли по дороге», Пройди по дорожке (мостику). Провези коляску, прокати машину по дорожке, по мостику. Найди игрушку. Бег и ползанье наперегонки, Паровозик. «Потопали-похлопали» (как зайчики, как птички, как мишки и т. д.) «Дерево на ветру», «Маятник» (наклоны). Игры с мячом.
Развитие мелкой моторики.
Игры с пальчиками (пальчики здороваются, кулачки-ладошки, зайчик, очки, петушок, сорока-белобока, коза и т. д.
Игры с водой и песком.
Игры с мозайкой, а также фасоль горох, чечевица, рожки.
Лепка, рисование, аппликация.
Шнуровки, пуговицы.
Гимнастика для развития речевого аппарата.
1. Сложить губы трубочкой и подуть.
2. Улыбнуться, показав зубы.
3. Высунуть язык.
4. Провести языком по небу, по зубам.
5. Поцокать как лошадка.
6. Надуть воздушный шарик и сдуть (лопнуть).
7. Провести языком по верхней губе, попытаться дотянуться до носа.
После 2,5 лет обратите внимание на произнесение сложных звуков (р, (л, свистящие (с, (з, (ц, шипящие (ш, (ж, (ч, (щ).