ромашкина ирина
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования развитие речи выделено в отдельное направление развития - образовательную область.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Немаловажную роль в развитии речи детей играет трудовое воспитание, способствующее формированию общих положительных качеств и свойств личности. Воспитание сознательного отношения к труду, уважения к людям труда, трудолюбия, самостоятельности, бережного отношения к продуктам труда, умения и желания работать в коллективе и для коллектива на уровне своих возрастных особенностей — все это, находясь в центре внимания воспитателя, должно стать опорой для развития речи.
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми.
Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность).
Существует достаточно много форм труда, которые всесторонне развивают речь, обостряют ум, укрепляют здоровье ребенка. Труд играет большое значение в развитии речи.
Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления, развитие речи.
Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.
Приобщая дошкольников к совместному труду на огороде, в саду, мы уточняем и систематизируем знания о сезонных явлениях в природе: «Как по листьям разных деревьев определить время года?», «Почему опадают листья?» При общении с детьми происходит формирование общих интересов, целенаправленности, возникает желание взаимопомощи. Дети радуются общим достижениям.
Дети должны уметь трудиться вместе, помогать друг другу. В то же время педагогу необходимо соблюдать разумное соотношение меры детской и своей собственной активности, не выполнять за ребёнка то, чему он уже научился.
Такая направленная мотивация побуждает детей выполнять трудовые действия, устанавливает эмоциональное благополучие.
По мере обогащения детского опыта, появления новых наблюдений развиваются умственные способности, происходит развитие речи. Они учатся сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы. Речь обогащается новыми словами.
Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников - ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки.
В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, словами, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление, возможно, выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.
Важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя сторона труда - видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой. Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
В младшей группе трудовой процесс сводится в основном к самообслуживанию. В этом случае дети учатся умываться, одеваться, раскладывать игрушки по местам и т. д. При этом в их словарный состав включаются новые слова. В дополнение к навыкам самообслуживания, полученным в этом процессе, они учатся также самостоятельно работать.
Так, при привитии нашим детям навыков самообслуживающего труда мы целенаправленно и систематически развивали определенные умения : умывание, раздевание, одевание, устранение неполадок в своем внешнем виде, бережное отношение к одежде и обуви. Здесь же проводили работу по усвоению и одновременно прочному закреплению слов: вода, мыло, щетка, полотенце, одежда, умываться, мылить, вытирать, надевать, завязывать-развязывать, грязный-чистый, мокрый-сухой и др. Объясняли детям, какую пользу приносит аккуратность, как надо вечером складывать одежду, чтобы утром ее легко надеть, как следует натягивать носки (колготы, гольфы, как одевать рубашку (платье, пальто, туфли, шапку, в какой последовательности это делать.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Сюда входят дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятия, и т. д.
В процессе реализации трудовых навыков мы одновременно отрабатывали трудовую лексику. Так, при сервировке стола в процессе беседы с детьми постепенно вводили в их речь новые слова, уточняли и закрепляли уже знакомые слова и словосочетания, обозначающие посуду, столовые приборы и другие предметы сервировки (тарелка, ложка, вилка, чашка, чайник, скатерть, салфетка и др.). Предлагали детям назвать необходимые предметы, составить правильную фразу, соответствующую данной ситуации. Если дети затруднялись, мы им помогали. Так же учили детей с помощью ранее изученных слов, рассказывать о том, какие действия они производят, от словосочетаний и предложений постепенно переходить к составлению связных текстов.
Определенное место в формировании трудовых навыков и развитии речи детей занимала деятельность, связанная с приведением в порядок всего игрушечного хозяйства, купание кукол, мытье игрушек.
Хорошей базой для развития речи является труд в природе. Сюда входят обязанности дежурного: поливать комнатные растения, рыхлить почву. Также в значительной мере этому способствует работа на территории детского сада. Дети подметали площадку, помогали расчищать от мусора дорожки, учились выбирать необходимый для работы инвентарь, правильно им пользоваться.
Так, при уходе за комнатными растениями, наряду с привитием умений поливать, рыхлить землю, протирать листочки, отрабатывали правильность использования падежных окончаний существительных, прилагательных и глаголов. Вводили в лексику детей слова : растения, садовые, комнатные, стебель, лист, цветок, поливать, ухаживать и др. Рассказали детям о различных комнатных и садовых растениях, учили детей сравнивать их, находить сходства и различия в уходе за ними. Анализ словаря детей по теме туда в природе позволил сделать вывод, что дети используют минимальное количество слов, в их речи отсутствуют обобщающие слова: фрукты, овощи, не все дети дифференцировали, что растет на огороде, в поле, в саду. Дети считали, что семена бывают только у цветов.
В ходе труда по выращиванию растений создавались предпосылки для развития рассуждений детей в деятельности с уже знакомыми предметами, для формирования познавательных интересов, для удовлетворения и дальнейшего их усложнения. Все это расширяло сферу познания и кругозор ребенка. В процессе труда в природе дети стремились узнавать новые факты, приводить их связь с уже известными.
Установив, что у детей слабые знания о происхождении семян овощей, работа была начата с подготовки семян к посеву. При этом создавались различные ситуации: проращивание семян в темном и светлом месте, в теплом и прохладном, оставление их непророщенными. При знакомстве детей с семенами были раскрыты закономерности появления из них рассады. В ходе наблюдений возникали вопросы, например: почему пророщенные и непророщенные семена всходят в разные сроки, почему по-разному развиваются растения на удобренной и неудобренной почве и др. по мере повышения интересов детей к выращиванию растений нарастало и количество вопросов, которые возникали при более глубоком знакомстве детей с различными этапами трудового процесса.
Одно из основных мест в развитии речи детей занимает ручной труд в детском саду. Дети изготавливают различные поделки, игрушки, сувениры и т. д. В процессе работы в непринужденной обстановке мы старались побуждать их пользоваться речью: называть материал, из которого изготавливается поделка, инструменты труда, рассказывать о назначении изготавливаемого предмета, описывать ход своей работы. Дети учились различать предметы по форме, цвету, величине.
Трудовому воспитанию также способствуют занятия по развитию речи, на которых используется трудовая тематика. Здесь мы знакомили детей с предметами труда, их действиями, признаками, с различными профессиями и трудовыми операциями.
Знакомили детей с оборудованием некоторых рабочих мест (в школе, на почте и др.); со спецодеждой (врача, повара, пожарника, механизатора и т. д.); с орудиями и инструментами труда (топор, молоток, веник, лейка, рубанок, швейная машина, кастрюля, половник и т. д.); с определением признака предмета по форме (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный); величине (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий); цвету (белый, черный, коричневый, зеленый и т. п.); материалу, из которого предмет изготовлен (стеклянный, деревянный, бумажный и т. д.); с названиями профессий (строитель, учитель, доярка, водитель, повар, продавец, почтальон и т. д.); с действиями (читать, писать, резать, строить, доить, пилить, шить, продавать, учить, поливать и т. д.); с образованием различных форм слов (ведро-ведерко, лейка-леечка, учить-учитель, строить-строитель, дом-домашний, школа-школьный и т. д.).
Наблюдение за трудом взрослых, беседы, непосредственное участие воспитанников и взрослых в трудовой деятельности, чтение художественных произведений о труде, рассматривание картин, составление предложений и рассказов на эту тематику – вот та основа, которая формирует у детей представления о содержании понятий «трудолюбивый, ответственный».
Фразовая речь в процессе трудовой деятельности – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Она включает в себя протяжённость речевых высказываний, многообразие в употреблении различных частей речи, последовательность и взаимосвязь слов в предложении, логико-смысловую организацию. Характерными нарушениями фразовой речи в процессе трудовой деятельности являются : короткие малоинформативные фразы. При построении предложений опускаются или переставляются отдельные члены предложения, неправильно оформляются связи слов внутри фразы. Существуют различные формы и пути, направленные на формирование трудовых навыков и одновременно на развитие фразовой и связной устной речи дошкольников.
На начальном этапе формирования трудовой деятельности мы организовывали показ детям труда взрослых, наблюдения, экскурсии и походы, организовывали посещения кухни, кабинета врача и т. п., в процессе чего велась активная беседа, как один из основных методов развития фразовой речи дошкольников.
Старались чётко отслеживать, чтобы дети отвечали на поставленные вопросы полным предложением, а не одним словом или словосочетанием. Такая форма работы также позволяет уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, пробуждает любознательность и интерес к деятельности, способствует к выработке положительного отношения, проявлению уважения к труду взрослых.
Другая форма работы – это совместная трудовая деятельность взрослых и детей, где взрослые являются не только организаторами, но и непосредственными участниками трудового процесса. Эта форма работы включает в себя словесное пояснение своих действий, что помогает ребёнку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы. В процессе такой работы можно использовать такие речевые упражнения как: «Волшебная цепочка», «Скажи дальше» (данные упражнения направлены на распространение предложений). Например: Коля взял для посадки цветка, чтобы …
Особенно важная форма работы это — чтение и пересказ художественных произведений, разучивание пословиц и поговорок о труде и лени. Известно, что в формировании связной речи особая роль принадлежит пересказу и разучиванию, т. к. художественный текст помогает детям обогатить словарь, усовершенствовать структуру речи, усвоить норму построения предложений, воспитать у себя чувство языка.
Наиболее важной формой работы в процессе трудовой деятельности является составление рассказов по сюжетным картинам, серии сюжетных картин («Что сначала, что потом?», составление речевых высказываний как плана предстоящей трудовой деятельности (игра «Скажи дальше» направлена на распространение предложений). Для достижения лучших результатов при составлении рассказов можно использовать опору на отдельные слова, вопросы, предметные картинки в качестве схемы — плана к рассказу или речевому высказыванию (фразе, предложению). Для развития фразовой речи в процессе трудовой деятельности можно использовать следующие речевое упражнение: «Закончи фразу (предложение)».
Так же мы работали с семьей. Проводили консультации на тему: «Развитие речи ребенка в процессе трудовой деятельности». Предлагали родителям сопровождать свою домашнюю работу пояснениями: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Напоминали родителям о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.
Окружающая действительность представляет большие возможности для развития речи. Объясняли, что гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто убраны улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже заканчивает свою работу. Покупая хлеб: рабочие хлебозавода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.
Трудовое воспитание детей следует осуществлять на всех этапах — на НОД, прогулках, утренниках, во время встреч с интересными людьми, экскурсий, рассказов, чтения, коллективных просмотров детских передач. Проведение указанных мероприятий, в свою очередь, служит благоприятной основой для развития речи.