Столярова Светлана Александровна
Развитие речи по способу сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Вадского муниципального района Нижегородской области
"
Значение сюжетно –ролевой игры в речевом развитии детей 4-5 лет"
Подготовила: воспитатель
Столярова Светлана Александровна
с. Вад
2017г.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Речь является основным средством общения людей между собой, играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
В настоящее время проблема развития речи приобретает особую актуальность, с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
Работая с детьми, сделала выводы, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольного возраста.
Цель моей работы: создание условий для формирования речи детей 4 – 5 лет в игровой деятельности.
Исходя из цели, определила задачи, которые решались в процессе формирования положительных взаимоотношений:
1) создание условий для воспитания желания и умения играть со сверстниками;
2) создание условий для воспитания навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);
3) расширение и активизация словарного запаса детей обобщающими словами (магазин, строительные работы, лекарство и др.)
4) создание условий для развития сюжетно – ролевой игры.
Для решения поставленных задач, наметила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр :
1. Исполнение воспитателем главной роли;
2. Индивидуальная игра воспитателя с ребенком;
3. Внесение образных игрушек;
4. Создание условия для реализации разных видов игровой деятельности.
Общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи.
Беседы с детьми о создавшейся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения. Развитие связной речи в сюжетно – ролевой игре способствует : обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи. Так, в процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способности выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространёнными предложения Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития в работе с детьми использую следующие виды игровой деятельности, такие как:
1) бытовые (игры : в семья, детский сад)
2) производственные и общественные отражающие профессии (магазин, почта, парикмахерская, больница)
Прежде чем познакомить детей с новой игрой, проводилась работа по следующим направлениям:
-изучение литературы педагогом;
-работа над созданием развивающей среды;
- непосредственно образовательная деятельность с детьми;
- взаимодействие с семьями воспитанников.
Мною были подготовлены и проведены:
• ряд занятий с элементами сюжетно – ролевой игры («Моя семья», «Больница», «Профессия- строитель», «Магазин».
• Беседы («Беседа о профессиях», «Беседа о труде учителя», «Беседа о труде инспектора ГИБДД»).
• Организация самостоятельных сюжетно – ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Театр, Супермаркет, Салон красоты).
• Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на улице», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Защитник Отечества», «Я хочу быть врачом», «Моя мама (папа) врач»).
• Настольно-печатные игры («Кому что нужно для работы», «Профессии»
• Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей»
• Консультации для родителей («Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»). Было предложить родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль).
Можно сделать следующие выводы, что в сюжетно-ролевой игре происходит развитие всех сторон личности ребенка-дошкольника, в том числе и речевого развития. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основанием коррекционной и развивающей деятельности ребенка в этом возрасте.
Спасибо за внимание