ГАЛИНА БОНДАРЕВА
Развитие креативности у дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью дошкольного периода детства является обеспечение и формирование игровой деятельности и правильным использованием различных видов игры. Сюжетно ролевая игра представляет собой особый вид деятельность, который расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не, только педагогов и психологов, но и философов, искусствоведов, биологов, социологов. Каждого из них в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.
Публикация «Развитие креативности у дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Важную роль в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют ролевые игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин называли сюжетно – ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста живут в мире фантазий, потому что в его мышлении переплетаются жизнь и сказка, реальное и вымышленное. Воображение присутствует во всех видах деятельности ребенка.
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» Значит, игра, ее организация – ключ в руках взрослого, ключ в организации воспитания ребенка. В игре формируются многие особенности личности ребенка. В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.
Играя, у дошкольников, формируются новые социальные качества личности, так как игра, как целенаправленный процесс, выполняет ряд различных функций. К ним мы относим креативные, психологические, социальные (взаимодействие в рамках определенных норм, физические (соревновательность и развитие физического потенциала) функции.
Игра позволяет ребенку проникнуть в мир взрослых, вступить с ними во взаимодействие. Развивая социальные отношения, с помощью игры, у дошкольников происходит формирование интеллекта, речи и мышления, так как деятельность и слово помогают развитию мышления.
В дошкольном возрасте игра является важным условием психического развития и становления самосознания. Она занимает значительное место в жизни детей. Мы считаем, что наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра, потому что главным ее назначением является социально - коммуникативное развитие ребёнка, то есть усвоение норм и правил поведения в социуме, овладение определёнными умениями и социальными навыками. Дошкольники, которые часто играют в сюжетно-ролевые игры, намного легче справляются с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Недостаток же игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем личностном развитии ребёнка. Преимущество игры перед любой другой деятельностью заключается в том, что в ходе неё дети самостоятельно и добровольно подчиняются определённым правилам, открытым или заданным ролью. Именно выполнение правил доставляет детям максимальное удовольствие. Это практически единственная область, где дошкольники могут проявить свою инициативу и творческую активность.
Дошкольный возраст многие ученые определяют, как податливый для научения, потому что у ребенка еще не сформировано критическое отношение ко всему происходящему, зато степень восприятия «впитывания» информации крайне высокая. Л. С. Выготский выделил один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о развитии творчества у детей дошкольного возраста и о значении креативности для общего развития и созревания ребенка, так как формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является одним из важных условий для последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.
В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, развивали Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев. Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, Д. В. Менджерицкой, др. Исследования креативности в сюжетно – ролевой игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории.
В трудах отечественных психологов креативность выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией. Еще С. Л. Рубинштейн, в своих работах, отмечал, что в игре формируются все стороны психической жизни личности. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком игра — это показатель его зрелости и культуры. А. В. Запорожец отмечал: «Важная роль в психическом развитии ребенка объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних предметов действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемы и, следовательно, не могли быть по-настоящему освоены».
Таким образом, я считаю, что актуальность опыта определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения занятий, что особенно актуально для детей подготовительного дошкольного возраста.