Ирина Москвичёва
Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№ 14 «Умка»
«Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Отчёт о работе по самообразованию
Москвичёва Ирина Евгеньевна
Мегион
2017-2018 учебный год
Этап работы над темой: 9 месяцев
Дата начала работы над темой: сентябрь 2017 г.
Публикация «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Предполагаемая дата окончания работы: май 2018
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры
3)Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4)Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
Актуальность:
Работая в группе раннего возраста общаясь с детьми, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошо развита активная речь. Так в чём же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет»
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
План работы 2017 - 2018 уч. г.
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы
(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.) Отчёт об исполнении
Работа с детьми
Октябрь2016
В течении года
В течении
года
В течении
года
В течении
года
Декабрь 2017
Февраль 2017
Апрель 2017 Подготовить доклад «Развитие мелкой моторики»
Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)
Разучивание новых пальчиковых игр.
.
Отгадывание детьми загадок.
Разучивание с детьми физкультминуток
Чтение скороговорок.
Презентация Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей
Комплексы пальчиковой гимнастики Картотека пальчиковых игр
Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Текстовой материал
Текстовой материал
Подборка игр и дидактических пособий
Подборка загадок.
Подборка скороговорок
Показ презентации на родительском собрании
Памятки, раскладушки.
Выставки детских работ
Работа с родителями
В течении года
Ноябрь 2017
В течении
года
Май 2017 Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе
Полезные советы «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования
Мастер – класс для родителей
«Волшебные рисунки»
Консультация, конспект сообщения
Выставка детских рисунков
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов» - писал Дис Бруно.
Педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости рук отразилась в загадках: а ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает? В пословицах: отбиться от рук; все дело в его руках; дать волю рукам; глаза бояться, а руки делают. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.
Моторные центры речи в каре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизируют речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека:
• Большой палец отвечает за голову;
• Указательный – за желудок;
• Средний – за печень;
• Безымянный – за почки;
• Мизинец – за сердце.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Анализ исследований силы кисти правой руки детей показывает отрицательный результат. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики.
Необходимо отметить, что при коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение.
Вот поэтому нас, педагогов, да и родителей, волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Почему же пальчиковые игры стали так популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился?
Да потому, что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно – двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем, а значит если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Поэтому я и выбрала тему по самообразованию: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Определила цель своей работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
И для достижения этой цели определила следующие задачи:
1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры
3)Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4)Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
Разобрала план мероприятий. Для реализации поставленной цели и задач большое внимание уделяю предметно-развивающей среды.
Благоприятное воздействие на речевое развитие и на развитие мелкой моторики пальцев рук оказывают игры, с предметами такие как мозаика, пирамидки, домино, крупные и мелкие пазлы, матрешки, куклы, машинки.
Изготовила много дидактического пособия:
• Сухой пальчиковый бассейн – направлен не только на самомассаж пальцев рук, но и на развитие тактильных ощущений, внимание и сообразительность.
• Панно «Цветочная клумба» - направлено не только на умение расстегивать и застегивать пуговицы, но также можно определить и цвет, и количество.
• Панно «Аквариум» - многофункциональное, оно помогает детям развивать не только пальчики, но и позволяет мне закрепить с детьми цвет, величину, ориентировку в пространстве, развить глазомер, усидчивость.
• Панно «У солнышка в гостях» - направлено на развитие умений заплетать и расплетать косички, завязывать бантики, шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, а также у детей есть желание доводит начатое до конца.
• Сделала пальчиковый театр, театр би-ба-бо – с которыми дети придумывают сюжеты к любимым сказочным персонажам, при этом у детей развивается и координация, и мелкая моторика.
• Игра с крупой, горохом, фасолью, бобами, где дети сортируют, рисуют дорожки, пересыпают из баночки в баночку – также развивает мелкую моторику пальцев.
• Игра «Собери бусы» - дети нанизывают бусинки на леску по заданной схеме.
• Палочки, пуговицы – где дети выкладывают различные рисунки, знакомят их с геометрическими фигурами, постепенно их усложняя, у детей развивается внимание, сообразительность.
• Различные баночки, тюбики – дети откручивают и закручивают крышечки, игры с прищепками – где дети прикрепляют их на коробку – все это направленно на развитие силы рук, дифференцированные движения пальцев.
Чтение рассказов и стихотворений сопровождается при помощи пальчиков (показ воспитателя)
Разучивание новых пальчиковых игр.
Отгадывание детьми загадок.
Разучивание с детьми физкультминуток
Чтение скороговорок.
Комплексы пальчиковой гимнастики.
Картотека пальчиковых игр
• Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.
В результате создания предметно-развивающей среды дети учатся общаться, договариваться, помогать друг другу, а моя задача поддерживать это стремление.
Работу по развитию движений пальцев кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.
Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.
В своей работе я широко использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом дети постигают не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
В информационном уголке группы для родителей я помещаю рекомендации и описания упражнений по развитию мелкой моторики, комплексов артикуляционных гимнастик, методическую литературу.
Создала картотеку для пальчиковых упражнений : «Чтобы чисто говорить, надо с ручками дружить».
Для родителей своей группы и педагогов детского сада были представлены письменные консультации:
1. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников :
2. Пальчиковые игры для малышей;
3. В чем заключается влияние пальцев на развитие речи. ;
4. Ум на кончиках пальцев;
5. Чем заняться с детьми дома;
6. Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет.
7. Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе.
8. Полезные советы «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
9. Мастер – класс для родителей.
10. «Волшебные рисунки»
Также были проведены индивидуальные беседы с родителями.
На родительском собрании по теме «Развиваем руки, развиваем мозг», была представлена консультация на тему «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей», показала серию пальчиковых игр и проиграла их с родителями.
У большинства детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы. Но есть и такие детки у которых речь и моторика к сожалению развита недостаточно хорошо. Поэтому в дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, развитию речи, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности и продолжать работать в данном направлении ежедневно, уделяя большее внимание именно тем деткам, которым это необходимо в большей степени.
В результате моей работы по этой теме дети стали более общительные, пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, дети овладевают сложными упражнениями, речь детей начала развиваться интенсивнее.
Родители стали активнее, обращаются за советами, рекомендациями.
Я буду продолжать работать в этом направлении: пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой, что укрепляет здоровье ребенка
Но тему самообразования на 2017-2018 учебный год, я бы хотела взять другую. А именно мне интересна такая тема как " Экологическое воспитание дошкольников"
Список использованной литературы :
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
3. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2005. – 160 с.
6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет», 2003;
7. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2002;
8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010;
9. Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
10. Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2009.
11. Черенкова Е. Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008