Екатерина Борисовна Шнейдер
Консультация «Развитие речи дошкольников проблемы, пути решения»
Развитие речи дошкольников проблемы, пути решения
С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность работы логопеда в ДОУ. В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость группы в среднем 20 детей, воспитателю бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником. Именно поэтому очень важно, чтобы в детском саду дети находились под пристальным вниманием логопеда.
Публикация «Консультация „Развитие речи дошкольников проблемы, пути решения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправления - обязательный раздел всего комплекса работы по развитию речи.
Формирование звукопроизношения и фонематического слуха является важнейшим условием для усвоения детьми грамматического строя русского языка, морфологической системы и подготовки к обучению грамоте. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период.
• Содержание логопедических занятий включает в себя следующие направления:
• 1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)
• 2. Развитие общей моторики : координации движений (речь с движениями)
• 3. Развитие мелкой моторики (самомассаж, пальчиковая гимнастика)
• 4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)
• 5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
• 6. Работа над слоговой структурой слова.
• 7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)
• 8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов.)
• 9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке)
• 10. Развитие грамматического строя речи.
Какие игры для развития речи детей логопед может предложить воспитателям для профилактики и устранения дефектов речи?
В качестве дыхательных упражнений, детям очень нравится, работая в паре, дуть легкий шарик с одного края стола на другой. При этом у детей самопроизвольно образуется правильный уклад губ и правильное положение языка, которое так необходимо для постановки свистящих звуков.
Для постановки шипящих звуков, языку необходимо артикуляционное упражнение «Чашечка», из которого мы делаем новое дыхательное упражнение «Фокус». При нём на нос ребёнку помещается кусочек ваты и задача ребёнка сдуть эту ватку с носа, придав языку форму «Чашечка». Ватка взлетает вертикально вверх, дети в восторге!
Для развития силы голоса, можно использовать счёт от 1 до 10, при этом задания могут быть разные: сосчитай от 1 до 10 громко; сосчитай тихо; сосчитай усиливая голос; сосчитай ослабевая голос.
Пальчиковая гимнастика:
• Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной поры.
Раз, два, три, четыре, пять (сжимают и разжимают пальцы)
Мы во двор пришли гулять (шагают на месте)
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в лесу валялись.
Развитие общей моторики : используем стишки с движениями, например зимний вариант:
Один, два, три, четыре (показывают пальчики)
Мы с тобой снежок лепили (изображают лепку)
Круглый (показывают соединив большие и указательные пальцы) Крепкий (рукопожатие) Очень гладкий (одна рука гладит другую)
Но совсем сосем не сладкий (грозят указательным пальчиком)
Раз - подбросим! (изображают руками подбрасывание)
Два – поймаем! (ловят двумя руками)
Три – уроним (изображают руками)
И сломаем! (топают ногами)
Упражнение для языка «Лошадка». Это упражнение дети тоже очень любят, но не всем детям оно легко даётся. В группе всегда есть игрушка лошадь, играя с которой ребёнок может языком изображать звук цоканья копыт. Это умение поможет ребёнку скорее справится со сложным звуком [Р] и ввести его в речь.
Уже используя эти базисные игры, воспитатель может помочь детям в преодолении дефектов речи.