Алёна Андреева
Развитие речи дошкольников посредством фольклора обских угров
▼ Скачать
Тема сообщения: «Развитие речи дошкольников среднего возраста посредством фольклора обских угров».
Актуальность выбранной темы очевидна, так как с каждым годом увеличивается число детей с различными нарушениями речи. В соответствии с проведённой в сентябре логопедической диагностикой только два воспитанника нашей группы не имеют дефекта, остальные 24 – с различной степенью патологии речи. Результаты печальные, и требуют от педагогов создания в группе специальных условий для развития речи детей.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством фольклора обских угров» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Поскольку лучшие образцы речевой культуры предлагает фольклор, мною были выбраны произведения народного творчества в качестве инструмента, воздействующего на развитие речи наших детей. И, поскольку мы живём в Югре, это было устное народное творчество ханты и манси. Начали читать сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки. Приобщение к культуре чтения – это важное направление в развитии речи детей, но здесь возникли сложности с обратной связью.
Необходимо было предоставить детям возможность через игрушку, макет, национальное украшение прикоснуться к народной культуре обских угров. Так родилась идея создания мини-музея, посвящённого культуре и быту народов Югры (Слайд 2). Это небольшая экспозиция не носила утилитарную функцию – украшать стены нашей групповой комнаты.
Все предметы активно использовались детьми при драматизации (слайд 3) легенд народов Севера (например, «Реки и озёра», «Солнце и луна», «Тайга», их пассивный и активный словарь обогатились новыми терминами («чум», «стойбище», «оленевод», «Югра», «ханты», «манси»).
Работа с детьми велась в рамках непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в игровой деятельности. Начало было положено демонстрацией поделок (слайд 4). Дети познакомились с названием, гербом нашего округа и города, этнонимом его коренных жителей, затем тактильно ощутили материалы, из которых изготовлены национальные игрушки (мех, ткань, бисер) (слайд 5, 6). Далее, они активно использовали народные игрушки для драматизации сказок, самостоятельно и с помощью педагогов организовывали сюжетно-ролевые игры (слайд 7,8).
В ходе данной работы наблюдался больший эффект от чтения малых фольклорных тем с использованием национальной игрушки. В результате, контакт с данными поделками дал возможность более эффективно использовать устное народное творчество ханты и манси для развития речи детей. Исходя из наблюдений, могу отметить следующее: у воспитанников нашей группы повысилась речевая активность (стали больше использовать в своей речи новые термины, развивалась интонационная выразительность их речи, обогатилась тематика общения детей друг с другом и со взрослыми, ребята узнали много нового речевого материала, более успешно стали развиваться их коммуникативные навыки, и всё это активизировало их высшие психические функции (память, внимание, мышление).
Мастер-класс с присутствующими. (Загадки народов ханты).
Ляжет – калач, встанет – стол. (Собака) .
-Белая ткань разворачивается, черная ткань сворачивается. (День и ночь) .
-Один говорит, двое слушают. (Рот и уши) .
-Посреди болота женщина в красном платке сидит. (Клюква, морошка) .
-В уголке дремучего леса мужчина в красной рубахе. (Мухомор) .
-Посреди бора длинный хвост лежит – покоится. (Тропинка, дорога).