Андриянова Евгения Валерьевна
Отчет по выполнению плана самообразования воспитателя «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10
«Солнышко»
ОТЧЕТ
по выполнению плана самообразования
воспитателя
Севастьяновой Евгении Валерьевны
г. Кировград
2018-2019 г
Тема «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
Актуальность
Публикация «Отчет по выполнению плана самообразования воспитателя „Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Фольклор - народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, поэтому я забавляю его песенками и короткими стишками-пестушками, их назначение вызвать у ребенка положительные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стишки к первым играм с ручками, пальчиками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и сказок.
Чтение русских народных сказок и разучивание потешек с детьми способствует:
1. Воспитанию любви к русскому народному фольклору.
2. Развитию памяти, активной речи ребёнка, пополнению его пассивного и активного словаря.
3. Развитию эмоциональной сферы ребёнка.
4. Всестороннему развитию личности ребёнка.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Цель: Повышение своего профессионального уровня;
Задачи:
Подобрать и изучить методическую литературу;
Провести диагностику по развитию речи;
Разработать перспективный план;
Создать с родителями воспитанников картотеку потешек на все случаи жизни;
Провести родительское собрание по теме самообразования;
Написать статью в журнал для педагогических работников «Дошкольник»;
Разработать консультации для родителей по теме самообразования;
1. Изучение методической литературы
литература по теме самообразования
время работы с материалами название автор источник
(сайт; издательство,год издания) результат
сентябрь Методика речевого развития детей раннего возраста https://vuzlit.ru/410297/metodika_rechevogo_razvitiya_detey_rannego_vozrasta диагностика на начало года/конец года
сентябрь-май «Реализация содержания образовательной деятельности» Карпухина Н. А. Издательство «Академкнига» 2017
В данном пособии представлен учебный план на год по реализации пяти образовательных областей для группы раннего возраста (1,5-2 года).
для своей работы я взяла игровые ситуации, потешки, песенки.
сентябрь-май Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. / Елена Янушко. – М. : Теревинф, 2007.
Книга является практическим пособием. Материал изложен кратко, в популярной и удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занимательных
игр.
Мне понравились пальчиковые игры, которыми мы играли на протяжении всего учебного года.
сентябрь-май Поваляева М. А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 https://pedlib.ru/Books/3/0061/index.shtml?from_page=68 Уточнить диагностику, провести профилактическую и коррекционную работу
сентябрь – май Е. С. Анищенкова
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов https://iknigi.net/avtor-elena-anischenkova/51314-palchikovaya-gimnastika-dlya-razvitiya-rechi-doshkolnikov-elena-anischenkova/read/page-1.html Использовала на протяжении учебного года
2. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
В экспериментальной работе я провела диагностику по методике развития речи для детей раннего возраста И. А. Смирновой "Найди игрушку", "Кто это?".
Для выявления понимания речи взрослого детьми в раннем возрасте мною были проведены диагностики по двум методикам:
Методика 1. "Найди игрушку"
Цель: выявить понимание речи взрослого.
Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т. д.)
Процедура проведения: в процессе игровой деятельности было проведено наблюдение за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли ребенок обращенную к нему речь.
Обработка данных:
• 5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность;
• 3-4 балла - 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимания речи;
• 0-2 балла - 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.
Выводы по Методике "Найди игрушку"
• 5 баллов - высокий уровень;
• 3-4 - средний уровень;
• 0-2 - низкий уровень.
Методика 2. "Кто это?"
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал был условно разделен на несколько тематических групп, которые обозначали предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. Материал расположен на картинках из категорий: одежда, овощи, животные, игрушки, птицы.
Обработка данных:
• 1 балл - наличие правильного ответа;
• 0 баллов - неправильный ответ.
Выводы по методике «Кто это?» :
• 10 баллов - сформированный объема словаря;
• 5-9 баллов – на стадии формирования;
• 0-4 балла – не сформирован.
Результаты диагностики развития речи у детей раннего возраста на начало учебного года
• Не сформирован - 85%
• На стадии формирования - 10%
• Сформирован - 5%
На основании проведенной диагностики был сделан следующий вывод:
У детей отмечается низкий уровень развития речи.
Мною был составлен перспективный план по развитию речи у детей раннего возраста посредством фольклора.
Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего возраста
I квартал (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Задачи:
1. Приобщать детей к устному народному творчеству
2. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием
3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, колыбельные.
Фольклорный материал
Задачи
Совместная деятельность взрослого и детей
Образовательная деятельность в режимных моментах
Потешки.
«Овощи мама в кастрюле варила», «Ай, лады, лады», «Ой, люли, люли, люли,»
1. Познакомить детей с новыми потешками.
2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.
3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.
1. Использование потешки
2. Рисование водички по потешке «Ай, лады, лады»
3. Показ театров с использованием русских народных персонажей.
4. Чение книг и рассматривание иллюстраций в семейном кругу.
1. Исполнение потешек во время режимных моментов.
2. Игры по содержанию потешек.
3. Использование потешек в сюжетно-ролевых играх.
Колыбельные.
«Спи, дитя, усни», «Уж как сон ходил по лавке», «Баюшки-баюшки».
1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.
2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.
1. Игра –инсценировка «Уложим Алёнушку спать».
2. Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.
2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».
3. Слушание сказок и колыбельных песен перед сном.
Пальчиковые игры.
«Пальчик – мальчик…»,
«Моя семья», «Этот пальчик — дедушка».
1. Познакомить детей с пальчиковыми играми.
2. Развивать мелкую моторику пальцев
1. Выполнение действий согласно тексту.
2. Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра.
1. Рассматривание картинок с изображением персонажей «Моя семья».
II квартал (Декабрь, январь, февраль)
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.
2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.
3. Воспитывать любовь к художественной литературе.
Фольклорные произведения
Задачи
Совместная деятельность взрослого и детей
Образовательная деятельность в режимных моментах
Русские народные сказки.
«Теремок», «Репка», «Колобок».
1. Воспитывать любовь к художественной литературе.
2. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
3. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению.
1. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Теремок» с использованием театральных кукол бибабо.
1. Чтение сказок.
2. Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам.
Потешки. «Вышел козлик погулять»,
«Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…», «Идет коза рогатая…»
1. Познакомить детей с новыми потешками.
2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.
3. Обогащать словарный запас фольклорной лексикой (плетень, вечерок)
1. Рисование травки для коровушки (коллективная работа)
2. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши».
1. Дидактическая игра «Чьи детки».
2. Использование потешек в режимных моментах.
III квартал (Март, апрель, май)
Задачи:
1. Формировать понимание назначения и основного содержания закличек, поговорок, потешек.
2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.
Фольклорные произведения
Задачи
Совместная деятельность взрослого и детей
Образовательная деятельность в режимных моментах
Заклички. «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик…», «Радуга-дуга».
1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.
2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.
1. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Дождик, дождик, кап, кап…».
1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
2. Игра «Солнечный зайчик».
3. Рисование на песке дождика.
4. Рисование дождика на манке пальчиками.
Потешки
«Ой, весна-красна», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Весна, весна красивая…»
1. Познакомить с новыми потешками.
2. Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.
3. Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.
1. «В гостях у хозяюшки».
2. Рисование весенней лужайки (коллективная работа).
3. Хоровод "Весняночка".
4.
1. Исполнение потешек на прогулке.
2. Рассматривание иллюстраций по теме «Весна – красна!».
После проведенной системы работы было проведено повторная диагностика детей.
Результаты актуального уровня развития речи у детей раннего возраста на конец учебного года
• Не сформирован -5%
• На стадии формирования -40%
• Сформирован -55%
В своей работе я использовала конспекты занятий из методической литературы:
Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. / Елена Янушко. – М. : Теревинф, 2007.
Игры для налаживания контакта с ребенком
Привет! Пока!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
—Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
—Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце
занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится
приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Котёнок
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает
погладить его.
— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай
погладим котёнка—вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кису ля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котё нком: напоить его молочком, показать, как
котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
Игры со стихотворными текстами
Котята
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям поиграть в котят. Комментируйте СВОР действия
словами:
— Сейчас мы превратимся в котят. Делайте, как я.
Мяу-мяу, умываюсь,
(движения умывания)
Всем на свете улыбаюсь!
(улыбнитесь)
Мишка косолапый
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям игру в мишку.
—Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы
повторяйте за мной движения!
Мишка косолапый по лесу идет.
(ходьба вперевалку)
Шишки собирает, песенку поет.
(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!
(легонько ударяем ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою — топ!
(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)
Капуста
Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания
речи.
Ход игры: Прежде чем начинать игру, необходимо уточнить представления
детей о том, что такое квашеная капуста, как и из чего ее готовят. Хорошо тут же
показать детям квашеную капусту, дать попробовать.
—Кто любит квашеную капусту? Она очень вкусная и полезная. Сейчас мы
будем готовить квашеную капусту: я буду говорить стишок и показывать
движения, а вы повторяйте за мной!
Мы капусту рубим, рубим!
(руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз — если левая рука вверху, правая внизу)
Мы капусту солим, солим! (руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы —
большой, указательный и средний — собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)
Мы капусту трём, трём! (руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)
Мы капусту жмём, жмём! (руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то
расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)
—Вот какие мы молодцы — приготовили капустку!
С помощью родителей создали альбом потешек на все случаи жизни.
Написала статью на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора» опубликованный на портале «ДОШКОЛЬНИК. РФ» по адресу https://doshkolnik.ru/folklor/22829.html
Организовала родительское собрание по теме самообразования
Участие в интернет-конкурсах
сроки Название конкурса, портала Название работы, номинации
март
2019 Всероссийски конкурс для детей «Узнавай-ка! Дети!» Номинация «Лучший уголок в детском саду»,
Тема конкурсной работы: «Огород на окне»
декабрь 2018 Всероссийский конкурс "Горизонты педагогики" pedgorizont.ru Блиц-олимпиада: "Педагогическая организация игровой деятельности дошкольников"
февраль 2019 Всероссийский конкурс "Горизонты педагогики" pedgorizont.ru Блиц-олимпиада: "Педагогическая организация игровой деятельности дошкольников»
апрель
2019 Всероссийского конкурса для детей и педагогов «Узнавай-ка!» номинация «Предметно-развивающая среда»
Тема конкурсной работы: Дидактическая игра «Наряди матрешку»
апрель
2019 Педагоги. онлайн Вебинар «Педагогическая диагностика в детском саду в соответствии со ФГОС»
апрель
2019 Педагоги. онлайн Вебинар «Применение интерактивной песочницы в ДОУ и коррекционной педагогике»
июнь
2019 Всероссийский педагогический журнал «Познание» Вебинар «Особенности процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте»
июнь
2019 Всероссийский конкурс «Самая востребованная статья месяца» Дошкольник. ру диплом за статью на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
июнь
2019 Всероссийское сетевое издание для педагогов и родителей ДОШКОЛЬНИК. РУ Благодарность за активное участие во всероссийском проекте