Наталья Александровна Широкова
Сборник упражнений утренней тематической гимнастики, направленных на развитие двигательной активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник упражнений утренней тематической гимнастики, направленных на развитие двигательной активности детей раннего возраста
Пояснительная записка
Наука не стоит на месте. Каждый день в той или иной научной области происходит какое-либо новое открытие. Дошкольная педагогика не исключение. Постепенно, опираясь на прошлой опыт и анализируя ошибки в дошкольном воспитании, ученые педагоги и психологи стараются осовременить дошкольное образование, внести что-то новое, более рациональное в обучение и воспитание подрастающего поколения. Не случайно в последние годы одной из приоритетных задач дошкольной педагогики является открытие новых форм дошкольного образования.
Публикация «Сборник упражнений утренней тематической гимнастики, направленных на развитие двигательной активности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Двигательная активность ребенка
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Но все же самой важной и необходимой задачей дошкольного воспитания и обучения является создание в Дошкольном образовательной организации (далее ДОО) здоровьесберегающей среды, привитие детям навыков здорового образа жизни, желания быть здоровыми и заниматься спортом. Мы заботимся о здоровье детей всегда и везде : на любом занятии, при проведении любого режимного момента, любой формы работы. Большое значение в формировании у ребят здорового образа жизни имеет конечно же физическая культура.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной деятельности, формирование опорно-двигательного аппарата системы организма, формирование начальных представлений о видах спорта, подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Образовательная программа ДОО проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Цель сборника – отбор и систематизация упражнений для утренней тематической гимнастики, направленных на развитие двигательной активности детей раннего возраста.
Задачи сборника :
- отбор упражнений для утренней тематической гимнастики, направленных на развитие двигательной активности детей раннего возраста;
- систематизация упражнений для утренней тематической гимнастики, направленных на развитие двигательной активности детей раннего возраста;
- обоснование разделов сборника.
Во все времена особую роль и важное значение придавали активной двигательной деятельности в физическом совершенствовании. Еще древние ученые Аристотель, Плутарх, Сократ, Марк Фабий Квинтилиан, педагоги Я. А. Коменский, Лесгафт, Ж-Ж. Руссо и др. подчеркивали важность физического развития ребенка и человека в целом.
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом (С. О. Филиппова).
Утренняя гимнастика (зарядка) - это комплекс физических упражнений, проделываемых сразу после сна. Она состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Ее целью является повышение общего жизненного тонуса и основных процессов жизнедеятельности, тем самым она обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию (Ашмарин Б. А.).
Сборник разработан с учётом тем по основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В сборнике упражнения систематизированы по темам недели в группе раннего возраста :
Тема «Детский сад» (4-я неделя августа —1-я неделя сентября).
Тема : Осень (2-я–4-я недели сентября).
Тема : Я в мире человек (1-я–2-я недели октября).
Тема : Мой дом (3-я неделя октября — 2-я неделя ноября).
Тема : Новогодний праздник (3-я неделя ноября — 4-я неделя декабря).
Тема : Зима (1-я–4-я недели января).
Тема : Мамин день (1-я неделя февраля — 1-я неделя марта).
Тема : Народная игрушка (2-я–4-я недели марта).
Тема : Весна (1-я–4-я недели апреля).
Тема : Лето (1-я–4-я недели мая).
В упражнениях есть условные обозначения:
И. п. – исходное положение;
О. с – основная стойка;
Ш. с. – широкая стойка;
У. с. – узкая стайка.
Сборник позволяет педагогу организовать и провести утреннюю гимнастику в соответствии с календарно – тематическим планом.
Сборник может быть использована воспитателями ДОУ, родителями и студентами, обучающимися по специальности “Дошкольное образование”.
Тема : «Детский сад»
Упражнение «Покажи погремушки».
И. п. : о. с., руки с погремушками опущены.
Поднять руки через стороны вверх,
Позвенеть погремушками.
Вернуться в и. п.
Повторить 4 раза. Темп медленный.
Упражнение «Спрячь погремушки».
И. п. : сидя, ноги вместе, погремушки в руках.
Наклониться вперед,
Спрятать погремушки за стопами ног.
Вернуться в и. п.
Наклониться вперед,
Взять погремушки и сказать: «Вот!»
Вернуться в и. п.
Повторить 4 раза.
Темп медленный.
Упражнение «Положи погремушку».
И. п. : о. с., руки с погремушками внизу.
Присесть, положить погремушки на пол.
Вернуться в и. п.
Присесть, взять погремушки и сказать: «Вот!»
Повторить 4 раза. Темп умеренный.
Показ и объяснение воспитателя.
«Спрячь погремушки».
И. п. : о. с., руки с погремушками согнуты в локтях. Подпрыгивание на месте.
Повторить 2 раза по 10 сек.
Упражнение «Кукла».
И. п. : о. с., руки опущены.
Поднять руки перед собой – вверх.
Вернуться в и. п.
Повторить 4 раз. Темп медленный.
Упражнение «Неваляшка».
И. п. : сидя, ноги раздвинуты, руки на поясе.
Наклониться вперед.
Вернуться в и. п.
Повторить 4 раза. Темп медленный.
Упражнение «Медвежонок».
И. п. : лежа на спине, ноги вместе,
Руки вдоль туловища.
Поднять одну ногу, опустить.
То же другой ногой.
Повторить по 4 раза каждой ногой.
Темп умеренный.
Показ и объяснение воспитателя.
Упражнение «Веселый мячик».
И. п. : о. с., руки произвольно.
Подпрыгивание на месте.
Повторить 2 раза по 10 сек.
Тема : Осень
ОРУ с осенними листочками.
Упражнение «Ветер вольный грозно дует».
И. п. : о. с. руки, с листочками в низу.
Подняться на носки, руки вверх, вдох,
Наклонится вправо, влево выдох.
Вернуться в и. п.
Упражнение «Сильный ветер сосны крутит».
И. п. : ш. с., руки с листочками внизу.
Наклониться вперед,
Вернуться в и. п.
Упражнение «Медведь идет, ищет ягоды и мед»
И. п. : у. с., руки с листочками перед собой.
Присесть, руками обхватить колени руками.
Вернуться в и. п.
Упражнение «Белка прыгает так ловко»
И. п: ш. с, руки с листочками вдоль туловища.
Подпрыгнуть, ноги врозь, руки в стороны.
Подпрыгнуть, ноги вместе,
Руки опустить в низ.
Упражнение «Как приятно пахнут травы»
И. п. : о. с., руки внизу.
Вдох, поднять через стороны руки вверх.
Вернуться в и. п. выдох.
Тема : «Я в мире человек»
Упражнение : «Покажи руки».
И. п. : у. с., руки опущены.
Руки вперед, выпрямить и сказать: «Вот!»
Вернуться в и. п.
Повторить 4 раза.
Упражнение : «Где колени».
И. п. : у. с., руки за спину.
Наклониться вперед, ладони положить на колени,
Сказать: «Вот!»
Вернуться в и. п.
Повторить 4 раза. Темп медленный.
Упражнение : «Спрячь голову»
И. п. : о. с., руки на пояс.
Присесть, обхватить руками колени, голову положить на ноги.
Вернуться в исходную позицию.
Повторить 4 раза. Темп умеренный.
Показ и объяснения воспитателя.
Упражнение : «Прыгают ножки»
И. п. : о. с., руки произвольно.
Подпрыгивание на месте.
8-10 подпрыгиваний на месте. Повторить 2 раза.
Чередовать с ходьбой.
Указание: «Прыгать мягко».
Тема : Мой дом
Упражнение «Дружная семья».
И. п. : у. с., хлопки под слова педагога:
Папа, мама, брат и я, вместе — дружная семья!
Отвести руки за спину. Повторить 2 раза.
Упражнение «Посмотри на меня».
Все вместе наклоняемся, физкультурой занимаемся!
И. п. : у. с., руки на пояс.
Наклон вперед, ладони на колени, смотреть вперед.
Вернуться в и. п. Повторить 2 раза.
Упражнение «Папа большой».
Папа большой, А я — маленький.
Пусть я маленький, Зато — удаленький.
И. п. : о. с., руки на пояс.
Присесть, руки вниз.
Вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
Упражнение «Кошечка играет»
И. п. : сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки за спиной.
Наклониться вперед, положить голову на колени.
Вернуться в и. п. Повторить 2 раза. Темп медленный.
Упражнение «Кошечка дышит»
И. п. : сидя на полу. Сделать вдох носом.
На выдохе протяжно тянуть: «М-м-м-м-м-м-м»,
одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
Повторить 4 раз.
Упражнение «Кошечка спряталась»
И. п. : о. с., руки внизу.
Присесть, закрыть глаза руками.
Вернуться в и. п. Повторить 4 раза. Темп умеренный.
Упражнение «Кошечка радуется»
И. п. : о. с., руки внизу.
Подпрыгивание на месте.
Повторить 2 раза по 10 секунд.
Тема : Новогодний праздник
Упражнение «Колючие иголочки».
И. п. : у. с., руки за спину.
Руки вперед, пошевелить пальцами, сказать «колючие».
Вернуться в и. п.
Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.
Упражнение «Ёлочка здоровается»
И. п. : у. с., руки вниз.
Взмахи: одна рука вперед, другая — назад.
После 2 - 4 движений отдых.
Приучать к большой амплитуде движений.
Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.
Упражнение «Мы очень любим елочку».
И. п. : у. с., руки на пояс.
Наклон вперед, руки вперед полукругом.
Вернуться в и. п.
не сгибать, при наклоне смотреть вперед.
Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.
Упражнение «Спрячемся под елочкой».
И. п. : у. с., руки опущены вниз.
Присесть, опустить голову, руками обхватить колени,
Сказать «спрятались». Вернуться и. п.
Упражнение выполнять в умеренном темпе. Повторить 4 раза.
Упражнение «Смолою пахнет елочка».
И. п. : о. с., руки на пояс.
Руки в стороны, глубокий вдох носом.
Вернуться и. п., на выдохе произнести «а-а-ах!»
Повторить 4 раза.
Тема : Зима
Упражнение «Падает снег».
И. п. : у. с., руки опущены.
Поднять руки, через стороны вверх — вдох.
Опустить руки, через стороны вниз — выдох.
Повторить 4 раз. Темп медленный.
Упражнение «Греем колени».
И. п. : сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
Наклон вперед, ладони на колени, подуть на колени, выпрямиться.
Повторить 4 раза, темп умеренный.
Упражнение «Глазки устали от снега».
И. п. : о. с., руки опущены.
Присесть. Поморгать глазами.
Закрыть глаза. Поморгать глазами, посмотреть вверх.
Повторить 4 раза.
Упражнение «Холодно».
И. п. : сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади.
Согнуть ноги в коленях.
Подтянуть их к груди, обхватить руками.
Вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
Упражнение «Детвора рада зиме».
И. п. : о. с., руки на поясе.
2—3 пружинки, 6—8 подпрыгиваний.
Дыхание произвольное. Повторить 2 раза, чередовать с ходьбой.
Тема : Мамин день
Упражнение «Нам в праздник весело».
И. п. : о. с., руки за спину.
Руки через стороны вверх, хлопнуть, сказать «хлоп», руки за спину.
Вернуться в и. п.
Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.
Упражнение «Очень маму я люблю».
И. п. : у. с., руки в стороны.
Обхватить плечи обеими руками, сказать «люблю».
Вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
Упражнение «Подарю цветочки маме».
И. п. : у. с., руки на пояс.
Наклон вперед, руки вперед, ладони вверх, сказать «дарю».
Вернуться в и. п., выпрямиться, потянуться. Повторить 3 - 4 раза.
Упражнение «Прыжки с мамой».
Прыгаем мы дружно,
Это очень нужно!
Кто же прыгнет выше — Мама или Миша?
И. п. : о. с., руки на пояс.
Выполнить 5—6 подпрыгиваний
Непродолжительная ходьба (5—6 сек). Повторить 2 раза.
Тема : Народная игрушка
ОРУ с платочками.
Упражнение «Хоровод Матрёшек».
Собрались матрешки,
Поиграть немножко.
По кругу ходили,
Хоровод водили (ходьба по кругу за воспитателем).
Упражнение «Весёлые подружки».
Побежали друг за дружкой,
Вот веселые подружки (бег за воспитателем по кругу).
Упражнение «Взмахи платочками».
Платочками махали, (4 раза)
Весело плясали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали. (повторить 4 раза.)
Вот какие мы матрешки (наклоны).
У нас красные сапожки.
Упражнение на дыхание.
Платочки цветастые,
Ленточки атласные (подуть на платочки).
Тема : Весна
Упражнение «Птички машут крыльями».
И. п. : у. с., руки внизу.
Поднять руки в стороны, помахать ими, опустить.
Повторить 4 раза.
Упражнение «Птички клюют зерна».
И. п. : о. с., руки внизу.
Присесть, постучать пальцами по коленям.
Вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
Упражнение «Шелестят листочки».
И. п. : у. с., руки внизу.
Поднять руки вверх, помахать ими, произнести звук «ш-ш-ш».
Вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
Упражнение «Деревья качаются».
И. п. : у. с., руки на поясе.
Слегка наклониться влево, потом вправо, сказать «ш-ш-ш».
Вернуться в и. п. Повторить 6 раз.
Упражнение «Кусты».
И. п. : о. с., руки внизу.
Присесть, руки положить на колени.
Вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
Упражнение «Солнечные зайчики».
И. п. : о. с., руки на пояс 6-8 подпрыгиваний с хлопками.
Дыхание произвольное.
Повторить 2 раза, чередуя с ходьбой.
Заканчивая упражнение, продлить ходьбу.
Упражнение «Весенний ветерок».
И. п. : ш. с., руки вниз.
Руки в стороны, глубокий вдох носом.
Вернуться в и. п., на выдохе произнести «у-у-ух!». Повторить 3 раза.
Тема : Лето
Упражнение «Цветочки качаются от ветерка».
И. п. : у. с., руки вниз.
Взмахи руками вперед-назад — дует ветерок,
После 4—6 движений отдых — «ветерок спит».
Повторить 2 раза.
Дыхание произвольное.
Упражнение «Цветочки тянутся к солнышку»
И. п. : у. с., руки к плечам.
Руки вверх; пошевелить пальцами.
Вернуться в и. п. Дыхание произвольное.
Повторить 4 раз.
Упражнение «Цветочки растут»
И. п. : о. с., руки на пояс.
Присесть, руки вниз — «маленькие цветочки»,
Вернуться в и. п.,
Выпрямиться, приподнять голову — «цветочки растут».
Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.
Упражнение «Дождик на цветочки кап-кап-кап»
И. п. : о. с., руки вниз.
6 - 8 подпрыгиваний — «сильный дождик»,
6 - 8 шагов — «дождик кончается».
Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное.
Повторить 2 раза.
Упражнение «Соберем букет большой»
И. п. : у. с., руки вниз.
Руки в стороны, подняться на носки, глубокий вдох носом.
Вернуться в и. п., на выдохе произнести «большой». Повторить 2 раза.
Упражнение «Бабочки летают».
И. п. : у. с., руки внизу.
Развести руки в стороны, помахать ими, опустить вниз. Повторить 4 раза.
Упражнение «Бабочки пьют».
И. п. : у. с., руки внизу.
Нагнуться. Вернуться в и. п.
Повторить 4 раза.
Упражнение «Бабочки сели».
И. п. : о. с., руки внизу.
Присесть, руки на колени.
Вернуться в и. п. Повторить 4 раз.
Список литературы
1. Бабина К. С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду : Пособие для воспитателя дет. сада. — М. : Просвещение; 1978.
2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., М. А. Васильева М. А. От рождения до школы: Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014.
3. Кирилина Ю. А. Комплексы ОРУ и подвижных игр для детей 2-3 лет, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2008г.
4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание. -2014.-№2.-С. 4-17.
5. Прохорова Г. А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. - М. : Айрис-пресс; 2004.
6. Харченко. Т. Е. Комплекс утренней гимнастики в группе раннего возраста по методике Т. Е. Харченко: Мозаика-Синтез. 2016