Наталья Гильц
Развитие речи детей с ОНР посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей с ОНР посредством театрализованной деятельности».
Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи.
Публикация «Развитие речи детей с ОНР посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Еще Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребенку».
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства, игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Современные исследования Р. Е. Левиной, А. П. Усовой, М. И. Лисиной и многих других специалистов подчеркивают важность развития речи с использованием разных методических средств. Одним из эффективных средств является театрализованная деятельность. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало, и при этом получая огромное эмоциональное наслаждение.
Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Опыт работы в группе компенсирующей направленности убеждает меня в том, что нарушение всех компонентов речи накладывает отпечаток и на психику ребенка. Пока ребенок не владеет достаточными произносительными навыками, не способен грамматически правильно оформлять самостоятельную речь, он замкнут, малообщителен с окружающими, а при малейшем изменении обстановки теряется, не может выразить свои мысли. На практике я убедилась, что с помощью элементов театрализации можно развивать и активизировать речь, мышление детей и успешнее решать задачи всестороннего, гармоничного развития ребёнка, имеющего тяжёлые речевые нарушения.
Во всех видах деятельности необходимо использовать артикуляционную гимнастику, чистоговорки, скороговорки, речевые игры, игры на координацию движений и речи и т. д. Эти упражнения помогут детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию, научат точно и правильно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи, а так же помогут развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать его ярче и образнее.
Театрализованные игры обеспечивают гармоничное развитие ребенка. Возможности театрализованной игры усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Творческий характер деятельности, реализуемый в театральных постановках, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе, а по окончанию необходимость совершенного владения речью, её выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей.
Таким образом, развитие речи детей с ОНР - каждодневный кропотливый труд, который требует совместной работы педагогов и родителей.
Использованные источники:
1. А. И. Буренина «Театр всевозможного». «От игры до спектакля». Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО) 2002г.
2. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду». - М. : Школьная пресса, 2003год.
3. А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».