МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие речи детей раннего возраста»

Ольга Ионова
Опыт работы «Развитие речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим всё его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит интенсивное развитие двигательной сферы, познавательных процессов, речи. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

Публикация «Опыт работы „Развитие речи детей раннего возраста“» размещена в разделах

Речь является важнейшей психической функцией человека - универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что "психические процессы - восприятие, память, внимание, воображение - опосредованы речью" (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Р. Е. Левина и др.).

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Большое значение для формирования речи имеет потребность ребёнка в общении со взрослыми в ходе их совместной предметно-практической деятельности. Развитие речи в раннем возрасте осуществляется не только в процессе общения со взрослыми, но и в общении со сверстниками. В возникновении общения между детьми взрослый выполняет важнейшую функцию. Сначала дети взаимодействуют друг с другом преимущественно как с объектами действия, стремясь, прежде всего, проявить себя в общении. Именно под влиянием взрослого у детей формируется потребность в общении со сверстниками, которую они учатся выражать как невербальными, так и вербальными средствами.

Таким образом, полноценное общение ребёнка с окружающими, взаимодействие со взрослыми в предметно-практической деятельности являются необходимыми условиями развития речи.

Существует тесная связь и зависимость состояния мелкой моторики рук и уровня развития речи у детей. По мнению М. М. Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть речевая зона мозга.

Мне кажется, отставание в развитии моторики, различные двигательные нарушения могут оказать неблагоприятное влияние на речевое развитие ребёнка.

Например, я провожу игры направленные на развитие мелкой моторики рук :

Игра «Зайчик-пальчик».

Взрослый демонстрирует ребёнку положение пальцев руки (сначала одной, затем другой) : указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец прижимает безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришёл зайка, у него длинные ушки:

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!»

Взрослый предлагает ребёнку изобразить ушки зайчика пальцами сначала одной, затем другой руки и подвигать "ушками" под речевое сопровождение взрослого.

Игра «Пальчик о пальчик».

Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребёнка к выполнению движений.

«Пальчик о пальчик - тук-тук-тук.

Пальчик о пальчик - тук-тук-тук.

Заплясали ручки, заплясали. Ай».

Стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальчику другой руки. Поменять руки. Вращение кистями рук.

Таким образом, я хочу отметить следующие основные моменты, влияющие на правильное речевое развитие детей раннего возраста :

1. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: в детском саду – воспитателям, в семье – родителям и близким. От культуры речи взрослых, от того как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи ребёнка в усвоении языка.

2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи. Особое внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как её недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем недочёты словоупотребления.

3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок – уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребёнка, в различных видах деятельности.

Я считаю, что при работе с детьми раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи.

Поэтому важно, чтобы у взрослых, несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение с ребёнком, нужно стараться выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только взрослым, но и малышу!

Публикации по теме:

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 1 сентября 2020 в 20:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие речи детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ионова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД