Лариса Барсова
Конспект НОД по развитию пространственных представлений у дошкольников «Поможем Лунтику»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Развитие пространственных представлений у дошкольников». Поможем Лунтику.
Тип занятия: занятие-путешествие
Познавательное развитие
Старшая группа
Итоговое занятие
Цель НОД: Цель: обобщить и систематизировать у детей полученные знания.
Задачи НОД:
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» :
• Закреплять умение ориентироваться на листе, в группе.
Темочки:
• Закреплять навыки счета и называть последующее, предыдущее число, уравнивать два числа разными способами, понятие на один больше (меньше).
• Закреплять умение соотносить количество предметов с числом.
• Расширять знания детей о геометрических фигурах.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие» :
• Развивать коммуникативные навыки, умение работать сообща, в парах.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь и умение переживать за товарищей.
• Развивать коммуникативные навыки в общении с взрослыми.
«Речевое развитие» :
• Развивать речевую активность, умение рассуждать, делать выводы, обогащать словарный запас.
• Совершенствовать навыки общения: договариваться, распределять обязанности, налаживать диалогическое общение в совместной игре.
«Художественно – эстетическое»
• Совершенствовать умение рисовать геометрические фигуры.
«Физическое развитие» :
• Развивать крупную моторику и мелкую моторику кистей рук.
Цель применения ИКТ в НОД:
• Активизирует внимание, познавательную активность, интерес детей к предлагаемому материалу.
Предварительная работа : закрепление знания цифр, геометрических фигур, игры на ориентирование в группе, на улице.
Планируемые результаты НОД:
ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Используемое оборудование:
• Сундучок с заданиями в конвертах
• Наборное полотно, геометрические фигуры
• Листы бумаги, карточки с цифрами
• Листочки в крупную клетку, карандаши
• Раздаточный материал
• Ноутбук
• Презентация
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Вводная часть. Мотивация к проведению НОД. (3 мин.)
Цель этапа: заинтересовать детей предстоящей деятельностью, настроить на задания для достижения цели. Цель этапа: настроиться на коллективную и самостоятельную работу в образовательной деятельности.
Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.
Вставайте в круг.
Игра «Кто стоит справа от меня, назову ласково».
Ребята, кто-то оставил у меня на электронной почте письмо.
Хотите узнать кто? Давайте посмотрим на наш волшебный экран.
Просмотр отрывка мультфильма «Лунтик»
Зачитывает письмо. (Презентация слайд 1)
Лунтик только родился, он хочет многому научиться. Поможем Лунтику, ребята?
Показывает карту на экране и распечатанную.
(презентация слайд 3)
- Как вы думаете, что это изображено на карте?
На плане нашей группы отмечено, где сундучок с интересными заданиями для вас.
Предлагаю вам отправиться на поиск сундучка.
В процессе поиска сундучка воспитатель спрашивает детей, мимо чего они проходят справа и слева. Здороваются, улыбаются, настраиваются на игру.
Думают, рассуждают, вспоминают.
Ответы детей.
Смотрят, удивляются и узнают Лунтика.
Соглашаются помочь герою.
Дети удивляются, радуются.
Слушают внимательно, думают.
Рассматривают карту, догадываются, что это план игровой комнаты.
Дети отправляются по плану искать сундучок.
Дети ориентируются в группе и отвечают на вопросы.
Находят, открывают.
Основная часть НОД (20 минут)
1. Проверяем, правильно ли выполнил задание Лунтик
Цель этапа: умение работать на наборном полотне, выкладывать предметы на один больше или меньше. Цель: развивать умение запоминать задание, находить ошибки и исправлять их.
1. У Лунтика было такое задание :
- выложить на верхний ряд наборного полотна 4 прямоугольника, а на нижний 5 квадратов.
Посмотрите, правильно ли он сделал?
(Презентация слайд 4). В чем его ошибка? Помогите Лунтику выполнить задание.
Каких фигур больше и почему?
Как сделать поровну?
2. Помогли Лунтику, а теперь выполним еще задание: в верхнем ряду выложите 7 прямоугольников и в нижнем 6 квадратов.
(Презентация слайд 5)
Чем отличается квадрат от прямоугольника?
Ответы детей.
Выкладывают на наборном полотне квадраты и прямоугольники. (самостоятельно)
Один ребенок показывает стороны у прямоугольника (они попарно равны, а у квадрата стороны все равны.
2.«Ориентировка на листе»
Цель этапа: закрепить умение ориентироваться на плоскости листа, название геометрических фигур, умение работать в парах. Цель этапа: развитие мышления, умение на слух выполнять задание, умение работать в паре, договариваться.
- Ребята, а какие еще геометрические фигуры вызнаете?
Давайте заглянем в сундучок к Лунтику, там нас ждёт следующее задание. Надо разложить геометрические фигуры на листе бумаги.
У меня есть листы бумаги. Сколько их? (четыре) А вас сколько? (восемь). Как же мы поступим в этой ситуации?
Проходите к столам.
- Возьмите листы бумаги и фигуры, будем выкладывать их на листах, но сначала вспомним, где находится верхний правый угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол и середина.
Давайте поиграем в футбол на нашем листе.
Вместо мяча у нас будут разные геометрические фигуры.
а. п. в. - круг; п. н. - овал; л. в. – квадрат; л. н. – треугольник; в центре – прямоугольник.
Проверим с образцом.
б. п. в. – квадрат; п. н. – прямоугольник; л. в. – треугольник; л. н. –круг; в центре – овал. Дети называют (круг, ромб, овал, треугольник, трапеция)
Дети думают, считают и приходят к выводу, что надо разделиться на пары.
Делятся на пары.
Дети показывают углы листа.
Дети соглашаются поиграть в футбол.
Дети выкладывают под диктовку геометрические фигуры на листе.
(дважды).
3. Физкультминутка «Веселые человечки»
Цель этапа: переключить детей на другой вид деятельности, снять умственное напряжение, развивать быстроту реакции, мелкую моторику рук; способствовать восстановлению положительно-эмоционального состояния. Цель этапа: упражнять в воспроизведении заданного числа движений в пределах десяти.
Ребята, я показываю человечка в движении и называю число сколько раз надо повторить это движение. В заключение попрыгаем и придумаем своего веселого человечка. Дети на ковре выполняют физические упражнения в соответствии с изображением и названным числом. Дети импровизируют.
4. Игра «Угадай фигуру»
Цель этапа: развивать логическое мышление, закрепить знание геометрических фигур и различать по одному и двум признакам. Цель этапа: развивать умение работать в паре, договариваться, распределять обязанности.
Посмотрим, какое еще есть задание в сундучке.
Лунтик очень любит играть с геометрическими фигурами, но иногда их путает. Он собрал все знакомые фигуры и сложил их в стопочку, но не может их назвать. Давайте поможем Лунтику и назовем все фигуры по порядку - от самой нижней до самой верхней.
1, 2, 3, 4, 5 –
Продолжаем мы играть.
• Назовите самую большую фигуру;
• Назовите самую маленькую;
• Назовите фигуру красного, желтого, синего и т. д. цвета;
• Какая фигура между кругом и квадратом и т. д. Ответы детей.
Рассматривают, задумываются и отвечают.
5. Игра «Найди нужную цифру»
Цель этапа: закрепить знание цифр в пределах восьми, соотносить с количеством предметов, развивать навыки взаимодействия с взрослыми. Цель этапа: совершенствовать умение соотносить предмет с какой- либо сказкой, умение доказать свою точку зрения.
Ребята, давайте заглянем в сундучок. Смотрите в этом конверте цифры.
Лунтик летел с Луны сквозь облака и решил поиграть. Он прикрепил к облакам прищепки - капельки. Облака полетали и к вашим мамам прилетели.
(Презентация слайд 10)
Возьмите у мамы облако и посчитайте капельки, затем найдите цифру соответствующую количеству прищепок-капелек и станьте в ряд от1до 8.
Порядковый и обратный счет. Назовем соседей числа.
Дети считают капельки, думают, находят нужную цифру.
Ответы детей.
6. Графические головоломки
Цель этапа: ориентирование на листочке в клетку, закрепление знаний лево, право, верх, низ. Навыки штриховать горизонтально и вертикально.
Цель этапа: графические навыки, рисовать фигуры по точкам, штриховать.
Заглянем еще в сундучок.
В конверте задание, которое мы с вами будем выполнять на листочках с помощь карандаша за столами. Но прежде чем мы начнем выполнять это задание нам надо подготовить руки и сделать «Пальчиковую гимнастику». «По грибы»
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и растолстел!
Проходите к своим столам, и будем выполнять следующее задание на листочках в клетку.
а. Соединить четыре точки (1,2,3,4) какая фигура получилась?
Заштриховать ее горизонтальными линиями.
Отложим карандаши и сделаем массаж пальчиков с волшебной палочкой.
Сел на ветку воробей
И качается на ней.
1,2,3.4, 5 –
Он не хочет улетать.
б. От красной точки вправо 7 клеточек, вниз 4 клетки, влево 7 клеток, вверх 4 клетки. Какая фигура получилась? Заштрихуем ее вертикальными линиями.
Выполняют пальчиковую гимнастику.
Самостоятельная работа детей.
Делают массаж пальчиков.
Выполняют задание за столом индивидуально.
Ответы детей.
Заключительная часть. (2 минуты)
Цель этапа: способствовать снятию умственного напряжения, повышению эмоционального настроения воспитанников. Цель этапа: получение оценки своей деятельности; осознание важности всей проделанной работы.
- Ребята, давайте заглянем в сундучок. Сундучок пуст.
- Мы помогли Лунтику?
- Какое задание вам было трудно выполнить? - Какое задание удалось больше других?
Если вам понравилось занятие, возьмите солнышко, а если нет – тучку. Дети размышляют и отвечают.
Выбрав солнышко, выражают свое отношение о проделанной работе.
Информационные ресурсы:
1. М. А. Косицина «Дошкольная математика»
2. Л. С. Метлина «Занятия по математике в детском саду»
3. М. С. Рузина «Страна пальчиковых игр»