Коровкина Екатерина
Развитие просодической стороны речи на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проектного задания:
«Развитие просодической стороны речи на логопедических занятиях».
Выполнила:
учитель-логопед Коровкина Е. Н.
2023 г.
Введение.
Публикация «Развитие просодической стороны речи на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Просодическая сторона речи является одной из ключевых составляющих устной речи. Развитие просодики играет важную роль в овладении ребенком родным языком. Именно просодическое оформление собственного высказывания или любой фонетической экпрессии позволяет неговорящему ребенку выражать свои мысли, правильно передавать собеседнику необходимую информацию, чувства и эмоции.
Речевая просодика представляет собой комплекс ритмико – интонационных элементов речи : мелодики, относительной силы произнесения слов и их частей, соотнесение отрезков речи по длительности, общего темпа, паузации, тембральной окраски, тона, ударения, интонации и ритма.
В логопедической работе с обучающимися, нами используются следующие средства этнопедагогики: песни, колыбельные, потешки, прибаутки, заклички, приговорки, сказки, народные игры и др.
Применение этих средств этнопедагогики способствует гармоничному развитию вербальных и невербальных сторон речи : звукопроизношения, лексико-грамматического компонента, просодической стороны, голосовых модуляций, речевого дыхания, темпо-ритмического компонента.
Особым средством этнопедагогики в развитии просодической стороны речи детей являются народные сказки и рассказы для детей. К. Д. Ушинский считает, что дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга. Г. Н. Волков в своих исследованиях указывает на то, что народная сказка очень быстро запечатлевается в памяти ребенка любого возраста. По мнению О. А. Шороховой, народная сказка – одно из эффективных средств речевого развития. Использование народных сказок на логопедических занятиях способствует развитию просодической стороны речи, так как дети учатся выразительному интонированию голосов героев сказки и произвольному изменению тембральной окраски. Также песни, используемые в сказках, способствуют развитию плавности речи детей.
Понятие и особенности развития просодической
стороны речи.
Современные лингвисты (А. Н. Гвоздев, Е. Ф. Архипова, Н. В. Корзун, Н. И. Борисова-Лосик) рассматривают просодику как совокупность ритмико-интонационных свойств, играющих немаловажную роль для осуществления коммуникативной функции речи, так как именно с их помощью говорящий передает разнообразие информации свое эмоциональное состояние.
Рассмотрим более подробно характеристики просодических свойств речи. Интонация представляет собой сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр, логическое ударение, которые на уровне предложения служат не только для выражения различных синтаксических значений и категорий, но также и для передачи экспрессивной и эмоциональной окраски. Она включает в себя несколько акустических компонентов:
*тон голоса;
*тембр голоса;
*интенсивность или силу звучания голоса;
*мелодику;
*паузы;
*словесное логическое ударение;
*темп речи.
Эти акустические характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса.
Интонация уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя.
Интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций - повествования, перечисления, выделения ударных слов, изменения темпа речи. Реакции младенца на тон голоса проявляются довольно рано: в 4 месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого, реагирует улыбкой, смехом, гулением, может насторожиться и заплакать, то есть адекватно реагирует на тон взрослого.
Восприятие интонации отмечается у детей раньше, чем воспроизведение. Это связано с тем, что интонационное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (воспроизведение интонации) заканчивается только в период формирования устной речи.
Понятие мелодика речи включает в себя совокупность тональных средств, характерных для данного языка, т. е. является модуляцией высоты тона при произнесении фразы. Такая звуковая организация речи должна быть органически связана с содержанием, смыслом высказывания. Мельчайшее злоупотребление мелодикой мешает восприятию информации. Различают три вида мелодики:
1. повествовательная – резкое понижение голоса на последнем ударном слоге;
2. вопросительная – повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса;
3. восклицательная – свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.
Мелодика является основным компонентом интонации и обеспечивает повышение и понижение тона голоса. Фонетическая мелодика в сочетании с ударением и паузами оформляет смысловые отношения между частями фразы. Русской речи свойственно четыре вида мелодики по направлению движения тона:
*нисходящая мелодика;
*восходящая мелодика;
*восходяще-нисходящая мелодика;
*ровная мелодика.
Специфическим просодическим компонентом речи является ее тембр, индивидуальная окраска, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.
Одним из важнейших компонентов просодической стороны речи является ее темп. Темп речи – это скорость протекания речи во времени. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего. Ускорение или замедление темпа речи обуславливает степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости. Темп речи зависит от возраста говорящего и определяется содержанием текста.
Ещё одним компонентом просодической стороны речи является ритм, т. е. равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости в произведении речи. Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явлений и человеческому организму (ритмичное дыхание, работа сердца, кровообращение и т. д.). В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса – паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами. Таким образом, единицей речевого ритма становится слово или группа слов, ограниченные от последующих при помощи паузы. Особое место в интонации занимают паузы – это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необходимы, так как они разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяснить их смысл. Если не делать логической паузы, получится сплошной текст, в котором трудно разобрать, какие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысловую паузу (логическую, целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Первая присутствует во всякой речи, вторая –только в стихотворной. Длительность пауз и характер их распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.
Сила голоса определяется как умение давать голос тихо, средне и громко. Она зависит от амплитуды колебаний голосовых складок, что обусловлено силой выдоха, и от величины резонирующих полостей (легкие, гортань, глотка, ротовая и носовая полости). Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Сила голоса –это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Громкость голоса зависит от его силы, но если сила голоса –величина объективная, то громкость –понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость –это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса –это средств достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.
Высота голоса – это физиологическое свойство, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Она характеризуется организационным дыханием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, тремолирующим, дрожащим, невыразительным, немодулированным, иногда фальцет образным. Изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности называется модуляцией голоса.
Еще одним интонационным средством является логическое ударение. Это выделение наиболее важного слова в ряду остальных для предания предложению точного смысла. Логическим признается смысловое ударение, максимально сильно акцентируемое, четко выделенное интонационно: силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением. Специфика логического ударения состоит в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова. Следовательно, средствами выражения логического ударения являются: усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога.
Полётность голоса – это способность голоса быть слышимым на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего.
В своей работе, опираясь на контингент детей, это дети с множественными нарушениями речи, нами широко используются различные методики по развитию просодической стороны речи.
Цель нашей логопедической работы : развитие просодической стороны речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из цели нашей работы, можно выделить следующие задачи:
1. Развить предпосылки к формированию невербальных/вербальных средств общения.
2. Развить следующие компоненты просодической стороны речи :
интонация;
тембр;
дикция;
пауза;
ударение;
темп;
ритм;
речевое дыхание.
В следствии чего предполагаются следующие результаты:
1. Правильное речевое дыхание (Приложение 1,2).
2. Интонация соответствует эмоциональному содержанию текста (Приложение 3).
3. Правильное управление тембром (Приложение 4).
4. Сформированность дикции (Приложение 5).
5. Правильное управление паузами, логическими ударениями, темпом и ритмом (Приложение 6).
6. Положительная динамика в развитии всех сторон речи обучающихся (Приложение 7).
Участники проекта: обучающиеся ГБОУ ЛО «Лесобиржской школы – интернат для детей с ОВЗ», учителя – логопеды Коровкина Е. Н. и Телеш И. А.
Этапы проекта:
1 этап 2 этап 3 этап
Подготовительный Основной Заключительный
1. Работа над речевым дыханием.
2. Работа над голосом.
3. Формирование ритмической организации речи.
4. Формирование темповой организации речи. 1. Формирование общих представлений об интонации.
2. Знакомство с повествовательной интонацией.
3. Знакомство с вопросительной интонацией.
4. Знакомство с восклицательной интонацией.
5. Дифференциация интонационной структуры предложения.
1. Работа над интонацией повествовательного предложения.
2. Работа над интонацией вопросительного предложения.
3. Работа над интонацией восклицательного предложения.
4. Дифференциация интонационной структуры предложения.
Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.
Таким образом, логопедическая работа с использованием методик, направленных на развитие просодической стороны речи, обеспечивает: *хорошую речевую (языковую) среду детям;
*создает речевые ситуации, в которых ребенок получает мотивацию к процессу говорения;
*способствует возникновению интереса потребностей и возможностей самостоятельной речи;
*обеспечивает правильное усвоение ребенком активного словаря, способствует правильному формированию невербальными средствами общения.
В ходе занятий постоянно создаются такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию невербальных средств общения (просодической стороны, вызывали желание делиться эмоциями.
Заключение.
Таким образом, применение всех форм работы по развитию просодической стороны речи, к которым относятся перечисленные нами формы работы, а так же календарные праздники, являются средством коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с ОВЗ: оказывают положительное влияние на развитие просодической стороны речи, эмоциональной экспрессивности речи, развитие адаптивного процесса общения; повышают эффективность коррекции коммуникативной сферы; способствуют овладению смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения; является эффективным средством развития связной, диалогической речи.
Наблюдается положительная динамика в работе, улучшение эмоционального состояния обучающихся, прослеживается стремление к познанию и побуждает к взаимодействию со сверстниками и специалистами школы.
Приложение 1.
Дыхательное упражнение "Ветер"
Приложение 2.
Дыхательная гимнастика
«Тренируем силу выдоха»
Приложение 3.
Рассказы с картинками вместо слов
Приложение 4.
Игра «Разговор животных»
Приложение 5.
Развитие просодической стороны речи детей в народных сказках
Приложение 6.
«Айболит»
Приложение 7.
Звукоподражание. Длительный выдох с произнесением звука «У»