Елена Шевчук
Развитие навыков движения у детей с ТМНР на занятиях учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, что обучение движениям способствует гармоничному развитию личности. А также понимаем, что ребенок не рождается с готовым набором движений, он осваивает их в процессе жизни, все произвольные движения возникают в него как результат научения. Процесс научения у особенных детей происходит сложнее, и порой не всегда он будет положительным, а у некоторых наших воспитанников его может и не быть. Имеющие место нарушения двигательной сферы у наших воспитанников препятствуют в дальнейшем приобретению необходимого двигательного опыта, что, в свою очередь, накладывает отпечаток не только на физическое развитие, но сказывается на развитии познавательной деятельности, социализации личности. Из нашего педагогического опыта, наших наблюдений мы можем сделать вывод о том, что развитие детей с нарушениями интеллекта всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефектами двигательной сферы.
У детей нашего учреждения наблюдается:
- нарушения физического развития: нарушения осанки, деформация стоп, деформация черепа и лицевого скелета, различие размеров органов от нормы. Также сопутствуют ожирение, либо отставание в массе и в длине тела
- недостатки в развитии основных движений: плохая ориентация в пространстве и времени; сложности при выполнении различных движений, ошибки в дифференцировании мышечных усилий, неустойчивая координация, сложности при беги, выполнении прыжков. В движениях также отсутствуют легкость и плавность, мышцы скованны и напряжены;
- нарушения в развитии основных физических качеств: отставание от нормы в показателях быстроты движений, выносливости, координации движений.
Моторная недостаточность у различных групп наших воспитанников проявляется по-разному. При умственной отсталости тормозного типа двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений, резкой замедленности их темпа, вялости, неловкости.
У детей с преобладаем процесса возбуждения отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, им нелегко производить последовательные действия. Особенно затруднены у детей тонкие, дифференцированные движения пальцев рук – мелкая моторика.
На своих занятиях я решаю задачи по коррекции двигательного развития:
1. Развитие мелкой моторики (тонких движений кистей и пальцев рук, зрительно-двигательной координации)
2. Развитие крупной моторики (статической и динамической координации движений, силы и выносливости основных мышечных групп)
3. Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков
И работаю над следующими видами движений:
• развитие движений глаз,
• общих движений,
• движений рук,
• мимических и артикуляционных движений,
• дыхания.
Учитывая психические и индивидуальные особенности, быструю утомляемость, неустойчивость внимания наших воспитанников все занятия проводятся с постоянной сменой видов деятельности, положения тела в пространстве, с опорой на зону ближайшего развития.
Движения глаз. Моя работа, как дефектолога, в развитии данного вида движения заключается в формировании у ребенка зрительного сосредоточения и функций прослеживания в положении лежа на спине, затем на животе, далее сидя, включая поисковые ситуации без пересечения и с пересечением средней линии тела. Учу находить частично спрятанную игрушку, создаю ситуации с внезапным возникновением и исчезновением игрушки, учу прослеживать за движением падающей игрушки, двигающихся предметов.
Веду системную, целенаправленную коррекционную работу в этом направлении.
Общие движения. Мною проводится работа, направленная на тренировку статических и локомоторных функций через зрительные и слуховые ориентировочные реакции. Я работаю над обучением движениям к ярким зрительным объектам (перевороты и подползание к игрушке, поворотам головы и корпуса в сторону источника звука; присаживанию, ползанию на «четвереньках», вставанию и переступанию у опоры, переходу из положения стоя в положение сидя. Ходьбе: с поддержкой под подмышки, за обе ручки, за одну руку, от одного предмета к другому, ходьбе самостоятельной. Хочу показать небольшой кусочек своего опыта коррекционной работы в этом направлении.
Движения рук. Этому виду работы я уделяю большое внимание, т. к. топографически зона тонкой моторики находится близко к речевой зоне. Движения кистями и пальцами рук вызывают возбуждение в двигательных центрах, и оно передается в соседние речевые моторные зоны, т. е. эти стимулирующие импульсы оказывают влияние на формирование речевых зон.
Создаю условия для развития манипулятивных действий с предметами. Формирую действия с предметами методом «рука в руке», начиная с самых элементарных: снимаем крышку с емкости, прокатываем шарик по желобку, снимаем кольца со штатива, открываем, закрываем, вынимаем цилиндры, вкладываем, снимаем части без штативной пирамидки, бросаем крупные предметы в емкость с широким горлом.
Развиваю ситуативно-деловое общение посредством действий с предметами основываясь на потребности взаимодействия со взрослым. В зависимости от уровня развития ребенка начинаем работу методом «рука в руке» с постепенным переходом к самостоятельным действиям по показу, а затем слову взрослого.
Выполняем следующие движения: проталкиваем счетные палочки, карандаши, фломастеры, мелкие предметы в емкости с узким горлышком или с отверстиями, объемные фигуры в отверстия соответствующей формы;; вращаем, нажимаем, стучим молоточком, вытягиваем ленточки, крепим прищепки, «ловим рыбу», перекладываем предметы с помощью ложки; собираем пирамидки, матрешки, вкладыши; нанизываем шарики; расстегиваем липучки, молнии, кнопки, пуговицы, натягиваем резиночки. И далее лепим, рисуем, шнуруем.
Одновременно с этим, по необходимости, я провожу дополнительные мероприятия, положительно влияющие на формирование и развитие тонких движений кистей и пальцев рук. А именно:
• применяю методику тонкого пальцевого тренинга;
• провожу массаж кистей и пальцев рук;
• включаю в занятия элементы пальчиковой гимнастики
Дыхание тоже является двигательным актом.
С детьми провожу пассивную дыхательную гимнастику, работаю над длительностью ротового выдоха. Дыхательные упражнения провожу с использованием различных приспособлений: раскручиваем вертушки, выдуваем мыльные пузыри, дуем в различные тренажеры (шарики, дудочка, задуваем свечи.
Мимические и артикуляционные движения. На занятиях использую игры и упражнения для развития мимики и артикуляции.
Данные упражнения мною проводятся комплексно. Гимнастика проводится сопряжено со взрослым, по слову взрослого, со зрительным контролем. Все это тоже способствует развитию двигательных навыков
На своих занятиях я реализую потребность в движениях во время двигательных пауз, физминуток, элементов логоритмики.
На своих занятиях я реализую потребность в движениях во время двигательных пауз, физминуток, элементов логоритмики.
Таким образом, систематичность, последовательность, соблюдение этапности проводимой работы над избранными видами движений оказывает положительное влияние на ход нервно-психического развития, повышает эффективность коррекционного воздействия и комплексной коррекционной работы в целом.