марина костенко
Развитие профессиональных компетенций педагогов МБДОУ через построение партнерства
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация системы образования в России ставит вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность педагога ДОУ является важным условием эффективного взаимодействия с семьей. Для установления взаимодействия педагогов ДОУ и родителей требуется решение ряда проблем: устранение недоверия, знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опоры на семейные ценности, партнерское общение, использование разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развития навыков общения.
Публикация «Развитие профессиональных компетенций педагогов МБДОУ через построение партнерства» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании организации.
Профессиональная компетенция педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Содержание профессиональной компетентности педагога применительно к сфере общения с родителями воспитанников представляет собой единство компонентов : личностного (профессионально-значимые установки и качества личности, содержательного (теоретические знания о специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и социального запроса родителей) и профессионально-практического (умения и навыки планирования и организации педагогически целесообразного общения с родителями).
В любые времена педагоги работали с семьей воспитанников, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Но, родители не всегда владеют знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка.
Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания, быть в курсе последних достижений науки. Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них обогащает свой информационный багаж. Важным условием является создание модели «воспитатель – родитель».
Одним из значимых направлений работы в нашей группе является оказание помощи семье по созданию условий охраны и укрепления здоровья детей. Для этого мы в начале учебного года провели опрос родителей для выявления актуальной проблемы в воспитании и развитии ребенка, которую они хотели бы предложить воспитателям для рассмотрения на родительском собрании. Таким образом, получили социальный запрос родителей. Результаты опроса показали, что большинство родителей волнует проблема частых простудных заболеваний детей. Родителей интересует программа о оздоровительных мероприятиях в детском саду.
Для сознательного участия родителей и педагогов ДОУ в оздоровлении ребенка необходимы специальные знания. Причины частых заболеваний у детей, профилактика заболеваний, уход за больным ребенком, обучение лечебно-оздоровительной работе родителей – все эти вопросы мы рассматриваем на родительских собраниях, на которые приглашаются медицинские работники детского сада, инструктор по физкультуре, педагог – психолог. Даются практические советы, рекомендуется соответствующая литература.
Один из действенных методов в данном направлении – применение наглядной агитации. В нашей группе имеется уголок здоровья, где отображены все лечебно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются ежедневно соответственно сезону (использование аромамедальенов, употребление фитонцидов, применение корригирующей дорожки и т. д.) Еженедельно обновляется информационный стенд, выпуски специальных стенгазет, например, в январе стенгазета «Зимние забавы», используется страница группы на сайте ДОУ, где для родителей выкладываются разнообразные видео и фото материалы.
Наряду с коллективными и наглядно–информационными формами используются и индивидуальные формы работы. Это беседы, консультации, дни открытых дверей, когда родители в течение дня могут посетить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулку, закаливающие мероприятия и другие режимные моменты. А также совместное проведение праздников и развлечений, показ открытых мероприятий или режимных моментов, показ видеозаписи (распространение видеоматериалов педагогической копилки воспитателей среди родителей).
Таким образом, родители становятся более информированными в вопросе оздоровления, анализируя полученную информацию. Подведя итоги нашей работы, мы поняли, что родители остались довольны, о чем свидетельствует наполнение «Копилки отзывов и предложений». Нам очень важна обратная связь от родителей, важно каждое их высказывание. Хорошо, когда родители сами обращаются с волнующим их вопросом, вот поэтому, воспитателю необходимо быть профессионально компетентным в данном вопросе, принимать участие и разъяснять данный вопрос. Нельзя ни сказать о том, что дети, конечно, оздоравливаются, воспитывается самостоятельность в выполнении КГН.