Ирина Борисенко
Развитие предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как говорил В. А. Сухомлинский «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.»
Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Конечно, дети дошкольного возраста являются слушателями, а не читателями. И перед нами стоит задача заинтересовать, влюбить и заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанным произведения.
О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.
В настоящее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы с вами живем в эпоху компьютерных технологий и огромного количества информации.
Современные дети — это «наблюдатели и зрители», которые привыкли воспринимать картинку на экране. Чтение уходит на задний план и становится не актуальным, не интересным. Постепенно из нашей жизни уходит устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Основная задача воспитателя –привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
При анализе любого литературного текста воспитатель должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме, чтобы в результате целенаправленного воздействия формировалось эстетическое восприятие, а на этой основе- развивались образная речь и детское словесное творчество.
Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям и формируется художественный вкус.
Все последующее ознакомление с литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
В связи с этим в нашем детском саду, которому всего год, мы начали внедрять проекты по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста.
1. Начали мы с создания Библиотеки и решили провести Акцию «Подарите книгу детям»
Цель которой, пополнение фонда библиотеки детского сада новой литературой и произведениями детских писателей, и детскими энциклопедическими изданиями.
2. Так же у нас проходит образовательный проект «Какие бывают книги» и «Книга своими руками»
Цель проектов: познакомить детей с историей возникновения книги, процессом ее изготовления, приобщить к пониманию роли книги и ее ценности в жизни человека. Увлечь детей книгой, развивать познавательные интересы, стимулировать творческую активность детей в речевой и продуктивной деятельности.
Мы уже провели беседы на тему: «Что было, когда не было книг?» и поговорили о создателях славянской азбуки Кирилле и Мефодии, о первопечатнике Иване Федорове.
Рассматривали с ребятами обложку, форзац, титульный лист, объясняли для чего нужны из какой бумаги делаются и какую информацию несут в себе.
Провели выставку разных видов книг из библиотеки, слушали рассказы детей о любимых книгах и рассматривали иллюстрации разных художников.
Сейчас во второй половине дня в нашей мастерской с подгруппами детей мы «Сами создаем нашу книгу» сочиняем сказки и рассказы и иллюстрируем их, оформляем в книгу.
Заключительный этап. Продуктивная деятельность по изготовлению индивидуальных «самодельных книг-малышек» и коллективной книги –сказки с придуманным детьми текстом и иллюстрациями.
Когда наши книги будут готовы, мы с детьми проведем презентацию проекта с приглашением родителей и рассказами детей о том, что они узнал и покажем выставку детских работ.
Кроме того, для формирования любви к чтению у детей раннего возраста в условиях детского сада, мы проводим ежедневное простое чтение воспитателя в кругу детей, чтение сказок перед сном, недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов, выставки книг или организацию книжного уголка к праздникам и тематическим занятиям.
В связи с нынешней ситуацией мы не можем проводить семейные вечера чтения в детском саду, но рекомендуем ежедневное чтение художественной литературы. Даем рекомендации, на что нужно обратить внимание при выборе книг. Советуем выбирать издания где изображение животных, людей и предметного мира максимально реалистично.