Эльмира Силаева
Развитие познавательных способностей через использование технологии создания развивающей предметно– пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное. Чтобы жить в богатом и разнообразном мире, ребёнку необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях. Мы хотим, чтобы наши дети умели ориентироваться в окружающей обстановке, явлениях окружающей действительности, были любознательными, активными, самостоятельными. В создавшихся условиях проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением в образовательном процессе. Во многом решение данной проблемы зависит от того насколько благоприятные условия мы, взрослые, создадим для развития детей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Познавательное развитие. Образовательные технологии
- Предметно-пространственная среда. Технологии
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В ФГОС к ДО определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, заложено обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОУ через содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. Все эти требования направлены, прежде всего, на формирование активности детей, с помощью которой они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности.
Вспомним высказывания знаменитых психологов, педагогов и философов.
В. А. Сухомлинский говорил: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». И действительно, без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте.
А. В. Петровский говорил: «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника, поскольку познавательная активность, это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира».
По определению В. А. Ясвина «Развивающая среда – это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».
Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог – владеющий необходимыми личностными качествами: творческим потенциалом, с арсеналом необходимого педагогического инструментария, может увлечь, заинтересовать, способствовать развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Формирование предметно - развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста. Смело могу сказать, что решающую роль в построении предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательную активность удошкольников, принадлежит нам педагогам. От используемых нами методов, технологий в организации познавательной активности и познавательных интересов детей дошкольного возраста. Мы должны создать в группе условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Задача педагога - создать развивающую предметно – пространственную среду, которая обеспечит: поддержку и учет интересов детей, возможность проявить себя, развитее познавательных способностей, выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Хочу остановиться на создании развивающих центров в предметно – пространственной среде нашей группы, способствующей развитию познавательных способностей детей.
В начале учебного года я проводила мониторинг педагогического процесса, и в образовательной области Познавательное развитие были следующие показатели:
Высокий уровень развития – 43%
Средний уровень развития – 56%
Низкий уровень развития – 2%
Проведенная в том же 2021 году диагностика по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности» показала, что 73 % детей выбирают изобразительную деятельность, конструирование, а экспериментирование не пользуется у детей популярностью. Так же наблюдения за детьми показали, что дети достаточно активны, но в то же время активность часто носит спонтанный характер, возникла необходимость перевода непосредственной активности в целенаправленную познавательную деятельность. И возникла проблема: недостаточное использование возможностей развивающей среды как эффективного средства формирования познавательной активности личности.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе, который я проводила в 2021 году показал, что созданная развивающая среда отвечает многим требованиям ФГОС. Созданы и активно используются детьми центры творчества, художественной литературы, физической культуры и отдыха, оборудована и наполнена различными игрушками, строительными материалами игровая зона. В то же время анализ выявил и необходимость усовершенствования группового пространства, организации такой развивающей предметно-пространственной среды, которое способствовало бы формированию именно познавательных интересов у детей, их любознательности, инициативности.
Это подтолкнуло меня к поиску новых интересных форм и подходов к созданию предметно-развивающей среды, как одного из условий реализации познавательной активности детей.
Я задалась вопросом, как же реализовать данный принцип - сочетания привычных и неординарных элементов? Начала работу над проектом с изучения всей имеющейся литературы в детском саду; много интересного и нового нашла в интернете. После ознакомления со всеми возможными вариантами, я поставила перед собой цель: создать условия для развития у детей познавательных интересов и познавательных способностей через использование технологии создания развивающей предметно – пространственной среды с учетом интересов воспитанников.
Мой подход к организации предметно – развивающей среды строился на принципе сочетания привычных и неординарных элементов, где все компоненты согласовываются между собой по содержанию образовательных целей и задач, которые я ставила перед собой, отталкиваясь от интересов и запросов детей.
Начала с разработки дизайн – проекта пространства группы. (Приложение № 1)
Приступая к разработке дизайн - проекта группового помещения, я упорядочила предметно-развивающую среду :
1. Выделила центры.
2. Распределила оборудование по центрам.
Спланировала центры таким образом, чтобы вся развивающая среда имела незамкнутую систему, способную к корректировке и развитию дошкольника, а также, при желании и необходимости, она становилась трансформируемой, вариативной и полифункциональной. В группе стало больше центров и наполняемость их стала разнообразной и насыщенной: центр творчества «Юный художник», центр математики «Посчитай-ка», центр грамотности «Буквоед», центр книги «Книжкин домик», центр конструирования «Юный строитель», центр игры и познания «Любознайка», центр науки и природы «Знайка», спортивный центр «Школа чемпионов».
Чтобы вызвать и поддержать интерес детей, необходим свободный выбор видов деятельности, материалов для этой деятельности, времени занятия этим делом, партнеров. Исходя из новой предметно – развивающей среды, дети самостоятельно выбирают деятельность, используя экран «Мой выбор». При самостоятельном выборе у детей появляется возможность понять свои интересы, раскрыть свои сильные и слабые стороны. Если ребенок справляется с тем делом, которое он выбрал, у него появляется уверенность в своих силах, повышается самооценка, он чувствует себя успешным. С детства привыкнув самостоятельно делать выбор, высказывать свое мнение, во взрослом возрасте ребенку легче будет решать возникающие проблемы, принимать решения.
Особенной популярностью у детей пользуется центр творчества. Для детей доступны цветные и восковые карандаши, фломастеры, пальчиковые краски, обычная гуашь, кисти разных размеров, цветные мелки. Для лепки предлагается пластилин, пластические массы, для аппликации различные виды цветной и белой бумаги разной фактуры, журналы для вырезания картинок, клей и ножницы, для творчества подготовлены засушенные семена растений, зерна кофе, различные крупы, пуговицы, блестки. В результате у детей получаются замечательные оригинальные работы. Дети также любят центр математики, оснащенный учебно-дидактическими играми, математическими карточками с заданиями разного уровня сложности, дидактические игры. В центре грамотности дети занимаются по карточкам, используя их самостоятельно или объединяясь в группы. Так же в центре много дидактических игр и пособий, лото.
После усовершенствования развивающей предметно-пространственной среды на конец учебного года показатели Познавательного развития были следующие :
Высокий уровень развития – 64%
Средний уровень развития – 36%
Низкий уровень развития – 0%
На сегодняшний день оснащение группы стало более разнообразным и привлекательным для детей. Дети чувствуют себя комфортно в окружающей среде, у них нет затруднений в выборе рода занятий. В процессе работы я вижу, что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала более образной, интересной.
Дети стали проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх; способны договариваться. Были отмечены положительные моменты: дети стали более активны, общительны, самостоятельно с удовольствием занимаются творчеством, что форма организации образовательной деятельности в центрах активности располагает детей к любознательности, дети высказывают свои идеи и с готовностью их воплощают, а затем рассказывают о продуктах своего труда.
Подводя итог своему опыту работы, я пришла к выводу о том, что, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную познавательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Таким образом, созданная в группе содержательная и стимулирующая развивающая предметно-пространственная среда способствовала успешному формированию самостоятельности и познавательной активности у воспитанников.
Приложение № 1
Дизайн-проект инновационной модели современной предметно-развивающей среды группы.
«Группа моей мечты»
Тип проекта: педагогический.
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Целевая группа: дети старшей группы.
Объект: предметно пространственная среда.
Сроки реализации проекта: долгосрочный сентябрь 2021 г. – май 2022 г.
Актуальность.
Вопрос организации предметно-развивающей среды группы ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта. Одним из условий реализации ФГОС являются требования к развивающей предметно – пространственной среде, где четко обозначено, что развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, учитывать возрастные особенности детей, тем более, что ребенок большую часть времени проводит в дошкольном учреждении.
В возрасте 5-6 лет происходят изменения в представлении ребенка о себе, дети в большей мере ориентированы на сверстников. К пяти годам дети обладают большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением. Ребенок этого возраста способен решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей, что тоже необходимо учитывать в проектировании развивающей среды в старшей группе, соответственно должно усложниться игровое пространство.
Организация развивающей предметно – пространственной среды группы в условиях ФГОС предполагает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности, двигательной активности детей, а также возможность уединения. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. родителями.
Создание предметно развивающей среды – процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям. Предметно пространственная среда в группе должна ориентироваться на зону ближайшего развития, т. е. содержать предметы и материалы знакомые и совсем незнакомые. Значительное место в развивающей среде должно отводиться её наполнению. Предметный мир группы должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной, разноплановой деятельности.
Создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получение ими готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.
В связи с этим, мною был проведен анализ организации развивающего пространства в старшей группе «Ягодка».
В результате аналитической деятельности обозначился ряд проблем:
развивающая среда не совсем соответствует возрасту (осталась от предыдущей средней группы);
центр экспериментирования не полный;
отсутствуют материалы для ручного труда;
в центре сюжетно – ролевых игр недостаточно атрибутов;
отсутствует уголок уединения, отдыха;
не отведено место для хранения личных вещей детей;
центры деятельности, места хранения материалов не обозначены соответствующими знаками;
в центре строительно – конструктивных игр отсутствуют схемы, планы.
не востребованность центра экспериментирования и неполное использование предметов и материалов центра творчества.
Противоречия:
Необходимость самостоятельного получения знаний и навыков и низкая познавательная активность детей в некоторых центрах.
Создание комфортной развивающей среды и несоответствие требованиям ФГОС.
Учет ведущих видов деятельности и однообразие, бедность развивающей предметно – пространственной среды.
Цель проекта: создание современной предметно – пространственной среды в старшей группе «Ягодка» в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
1) Проанализировать состояние развивающей среды на соответствие требованиям ФГОС.
2) Привлечь родителей и детей к активному участию в преобразовании развивающей предметно – пространственной среды.
3) Модернизация пространства группы.
4) Повысить степень активности детей в центрах в самостоятельной деятельности.
5) Способствовать развитию партнерских отношений между воспитателями, детьми и родителями.
Гипотеза: развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям, способствует развитию у детей интегративных качеств в процессе самостоятельной деятельности, интересна им.
Ожидаемый результат: создание окружающего пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Высокая степень активности в каждом из центров. Соответствие требованиям ФГОС.
Этапы проекта.
1 этап.
Опрос детей выявил, что детям старшей группы нравиться играть в кукольном уголке, в парикмахерскую, в больницу, смотреть книги, играть конструктором. Но им хотелось бы поменять местами диван и кухню. В спальню повесить зеркало, добавить книжки, новый конструктор Лего. В своем проекте мы постарались по возможности эти пожелания учесть.
Таким образом, были определены главные вопросы : что мне нужно поменять и чего хотят сами дети.
Развивающая предметно – пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и при этом не мешать друг другу. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются украшения, кружевные накидки, банты, сумочки и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, инструменты. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.
Цель: Создание условий для успешной реализации проекта Планирование работы Реализация плана проекта Анализ результатов, определение перспектив.
Планируемые результаты:
Смотивированный коллектив родителей и детей;
Анализ развивающей предметно – пространственной среды на соответствие ФГОС;
Повышение педагогической компетенции;
План по реализации дизайн – проекта:
1) Изучение литературы, санитарно–технических норм и требований;
2) Анализ развивающей предметно – пространственной среды на соответствие ФГОС;
2 этап.
1) Разработка дизайн–проекта оформления групповой комнаты группы «Ягодка» как единого пространства.
модернизация центра конструирования и строительных игр «Мы строители»;
модернизация центра сюжетно – ролевых игр: дополнить атрибутами «Салон красоты», «Магазин», «Больница»; оформить сюжетно – ролевую игру «Театр», сделать маркеры;
Модернизация центра творчества «Юный художник» : дополнить материалами для ручного труда и изо деятельности, приобрести новый шкафчик;
Модернизация центра математики «Посчитайка» : дополнения, ориентируясь на усвоение программы детьми, приобрести развивающие игры;
Создание уголка уединения;
Модернизация приемной: оформить стенд «Наши достижения».
В групповую приобрести интерактивную и учебную доски;
Модернизация центра двигательной активности в столовой «Школа чемпионов»;
Пополнить библиотеку новыми книгами, энциклопедиями;
Модернизация спальни: приобрести темные шторы, выполнить просьбу девочек и повесить в спальной зеркало;
Пополнение уголка естествознания «Знайка» новыми материалами; образцами, коллекциями, создать картотеку опытов;
3 этап.
Подведение итогов.
Таким образом, продуманная, насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Поэтому создание развивающей среды, соответствующей интересам детей, требованиям времени и т. д., процесс бесконечный.
Возможные риски:
Недостаточное финансирование;
Разногласия с администрацией в вопросах необходимости того или иного оборудования;
Возможна небольшая корректировка в плане модернизации в связи с изменением собственных взглядов;