Гущина Екатерина Геннадьевна
Развитие познавательной активности у младших дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,-писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит
актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества
Публикация «Развитие познавательной активности у младших дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
дошкольного образования, направленной на развитие коммуникативных,
интеллектуальных и личностных качеств ребенка; формирование у детей
предпосылок учебной деятельности, что требует от детей не только
владения знаниями, но и умения добывать эти знания самостоятельно и
оперировать ими.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с
детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности : приём пищи, нод, игра, прогулка, сон, умывание.
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определё нные правила:
1. Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
2. Не сдерживать инициативу детей;
3. Не делать за них то, что они могут сделать;
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений;
5. Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8. Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3компонентов:
1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение,
мышление);
2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути
познания мира);
3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты,
предметы, явления и события нашего мира).
Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека
отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а
маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка
является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу : что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания : вижу - действую, ему необходима помощь взрослых.
Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и
зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета,
осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц мы проводим
экскурсии (по детскому саду, знакомим детей со строением собственного
тела, предметами (игрушки, мебель, птицами, комнатными растениями.
Дети любят подарки - это подарки осени, зимы, весны (осень - красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима - снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна - ласковое солнышко, первые листья и цветы и т. д.).
Проводятся познавательные праздники : «Семена – крылатки», «Шишки», «Фантики – бабочки», «Мыльные пузыри», «Разноцветные ленточки», «Бумажные кораблики», «Наши гости».
В младшей группе для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, нужно провести простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети увидят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделают выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению можно использовать стихотворение З. Александровой «Дождик», русскую народную потешку «дождик» и др.
Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, нужно обращать внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз). Использовали чтение стихотворения А. Барто «Воробей».
Очень важно, что в процессе проведения опытов мы задействуем каждого ребёнка.
Для того чтобы у ребёнка появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, нужно создавать в группах детских садов определённую развивающую среду. В уголке продуктов для режимного момента – опробование находятся разнообразные зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.); – семена огородных культур, сухофрукты, и др. продукты, которые меняются в зависимости от поставленной задачи исследования. Каждое утро перед завтраком с детьми исследовать продукт, выделять его свойства и качества.
Для активизации детской исследовательской деятельности используется оборудование:
– разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т. д.);
– шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые, воронки, сито; – увеличительные стекла, лупы (микроскоп);
– измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);
– компас, бинокль; – пилочки, наждачная бумага, пипетки;
– губка, пенопласт, поролон, вата и т. д. Подборка материала осуществляется по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами, логически мыслить, делать правильные выводы о взаимосвязях живой и неживой природы.
Таким образом, в организации и проведении опытов мы выделяем несколько этапов:
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Список используемой литературы:
1. Вернер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/ Л. А. Вернер//М., Просвещение, 1986.-155 с.
2. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. /Н. Ф. Виноградова//М., 1993.-128 с.
3. Короткова Н. А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок в детском саду. -2002.-№1
4. Короткова Н. А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок в детском саду. -2003.-№3
5. Короткова Н. А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок в детском саду. -2003.-№4
6. Кошкина Э. Е. Познавательная деятельность в детском саду/ Э. Е. Кошкина // Курск, 1995
7. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Н. Г. Морозова // М., Педагогика, 1983. – 224 с.
8. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии, познания, помощь, противоречие, конфликт / А. Н. Поддъяков // М., 2000. – 168 с.