Шерстнева Ирина
Развитие познавательной активности и творческого мышления посредством ИКТ-технологий с использованием интерактивной доски
▼ Скачать + Заказать документы
Основная идея - разработка и апробация виртуальных экскурсий по развитию познавательной активности и творческому мышлению дошкольников с помощью ИКТ.
Цель: создать виртуальные экскурсии по использованию интерактивной доски для развития познавательной активности и творческого мышления дошкольников.
Задачи:
- познакомить педагогов с разнообразием виртуальных экскурсий;
- рассказать об особенностях проведения виртуальной экскурсии;
Ход мероприятия
Публикация «Развитие познавательной активности и творческого мышления посредством ИКТ-технологий с использованием интерактивной доски» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Организационно-мотивационный
-Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами познакомимся и поговорим, что такое виртуальная экскурсия и как ее использовать в работе со старшими дошкольниками. (слайд 1)
2. Основной
(слайд 2)
Современный период развития общества характеризуется влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке, многие детские сады приобретают интерактивные доски и тачпаинт-панели, работают с готовым программным обеспечением, которое в полной мере соответствует реализации ООП ДОУ. Разрабатывают методические материалы для использования данного оборудования в организованной образовательной деятельности по развитию познавательной активности и творческого мышления дошкольников. Современные дети быстро осваивают достижения технического прогресса, это им интересно, является неотъемлемой частью жизни. Обучение воздействует не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции: приносит детям радость; сопровождается положительными эмоциональными переживаниями. Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога.
И перед педагогами встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Одно из направлений использования компьютерных технологий в ДОУ успешно реализуется через создание и применение виртуальных экскурсий. Такая форма позволяет разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогает реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствует развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
(слайд 3)
-Уважаемые коллеги, как Вы думаете, что такое «экскурсия»?
(Это посещение чего-либо с познавательной и образовательной целью).
-Да, действительно Вы правы. В научной литературе экскурсия расшифровывается, как путешествие с научной целью.
- Если рассмотреть экскурсию с педагогической точки зрения, то она раскрывается как тематическая образовательно-игровая ситуация, которая помогает детям осваивать содержание образовательной программы.
(слайд 4,5)
Виртуальные экскурсии — это один из методов проектной деятельности и ее можно назвать как специально организованную форму образовательной деятельности, при которой реализуется возможность присутствовать на месте расположения изучаемых объектов, а также позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях, не покидая стен детского сада.
Использование виртуальных экскурсий в основной образовательной деятельности дошкольников дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Направление виртуальной экскурсии не ограничивается рамками календарно-тематического планирования, ее использование наоборот раздвигает как временные, так и географические границы. Виртуальная экскурсия позволяет отправиться в прошлое, заглянуть в тайны бедующего и отправиться в любую точку нашей необъятной планеты. Конечно стоит отметить тот факт, что применение данных экскурсий не должно идти в разрез с возрастными особенностями и интересами детей.
(слайд 6)
Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
-У них нет границ, и им не мешают погодные условия, не покидая детского сада ребенок может посетить большое количество музеев мира, погулять по улицам своего города или по Красной площади, заглянуть на шоколадную фабрику, побывать на международной космической станции или в сказочных владениях Деда Мороза и т. д. ;
-Во время виртуальной экскурсии можно более подробно рассмотреть объекты, рассказать, что находится на той или иной улице, поговорить о значении каждого объекта. Дать представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки;
-Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии.
Для детей экскурсия — это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.
(7 слайд)
По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:
- фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
- видеоэкскурсия, комментариями к которой, служат рассказы детей или экскурсовода-воспитателя.
- видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети интернет.
(8 слайд)
Для организации и проведения виртуальной экскурсии необходимо выполнять последовательный алгоритм действий:
1. Выбор темы;
2. Постановка цели и задач экскурсии;
3. Изучение литературы по данному вопросу;
4. Отбор и изучение экскурсионных объектов: определяются основные объекты, которые будут представлены, на что нужно обратить особое внимание детей, с чем необходимо познакомить.
5. Оцифровка фото и иллюстраций;
(9 слайд)
6. Составление маршрута экскурсии на основе видеоряда: Виртуальная экскурсия отличается от обычной презентации тем, что, как и реальная экскурсия содержит маршрут. Маршрут должен соответствовать полному раскрытию темы экскурсии, иметь несколько остановок, логическую цепочку подачи информации.
(10 слайд)
7. Создание виртуальной экскурсии (презентации);
8. Подготовка речи экскурсовода и выбор экскурсовода (это могут быть воспитатель или дети);
9. Показ виртуальной экскурсии.
(11 слайд)
Так же можно выделить этапы проведения виртуальной экскурсии:
-Вступительная беседа;
-Просмотр экскурсии;
-Итоговая беседа;
-Систематизация увиденного и услышанного;
-Обмен впечатлениями;
Давайте остановимся на каждом из этапов более подробно.
1. Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной подготовки. Работу надо начинать с выбора темы: беседы, о том, что дети хотели бы посмотреть, где побывать. Определив цель и задачи экскурсии, подбирается литература и материал. Можно привлечь родителей и попросить согласно теме подобрать фото- видеоматериал по заданной теме;
2. Следующим этапом становится создание виртуальной экскурсии (презентации). В презентацию включается отобранный материал, учитывая возраст детей. Одним из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии является представление объектов в логической последовательности. Затем выбирается экскурсовод — могут быть воспитатель, и дети. Экскурсоводы - дети под руководством воспитателя знакомятся с экскурсионными объектами, все вместе составляют маршрут. Прежде чем начать виртуальную экскурсию, с детьми проводиться вступительная беседа. Огромную роль в активизации речи детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Например, для виртуальной экскурсии «Как Дед Мороз на новогодний праздник спешил» будет актуален проблемный вопрос «Как Дед Mopoз доберется к нам на елку?»
3. Заканчивать проведение виртуальной экскурсии следует итоговым обсуждением, рефлексией, в ходе которой дошкольник сможет обобщить и систематизировать полученные знания (итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщается систематизируется увиденное и услышанное, дети делятся впечатлениями).
(Целесообразно не просто знакомить дошкольников с материалами виртуального путешествия, но активно включать их в этот процесс, путем стимулирования самостоятельной поисковой активности. Это достигается путем постановки проблемных вопросов перед экскурсией (об этом мы говорили ранее, также получением определённых занимательных и творческих заданий в процессе путешествия.)
3. Заключительный этап
Составленный в соответствии с этими требованиями виртуальная экскурсия представляет собой готовый для «использования» рассказ. Использование мультимедийных технологий позволяют педагогам сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес. Такие экскурсии являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Также виртуальные экскурсии позволяют значительно обогатить социальный опыт ребенка и возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что, в свою очередь, способствует росту ключевых компетентностей дошкольника.
Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте, поможет в полной мере вкусить все красоты нашей планеты.
И в заключение мне хотелось бы сказать, что любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное — может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.
(12 слайд)
Уважаемые коллеги, благодарю Вас за внимание!