Татьяна Демьянова
Конспект мастер-класса «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса с педагогами младших групп
«Развитие познавательной активности детей младшего возраста»
Цель: познакомить педагогов с психолого-педагогическими приёмами и техниками, способствующими развитию и повышению познавательной активности детей.
Участники: воспитатели младших групп.
Материалы и оборудование: большой мяч, маленький мячик и кубик, тканевый мешочек; наборы для выдувания мыльных пузырей; ноутбук, проектор, мультимедийная презентация; модуль №1 «Шерстяные мячики» и модуль №11 «Цветные тела» из пособия «Дары Фрёбеля»
Ход
Публикация «Конспект мастер-класса „Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Психолог: Уважаемые коллеги! Здесь и сейчас я продемонстрирую приёмы и техники, которые использую в своей практике. Для начала давайте вспомним, что такое познавательная активность, и как познавательная активность связана с познавательным развитием?
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной потребностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности.
Достаточно быстро познавательная потребность переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. Факторы, определяющие познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога, взрослого. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы.
Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее в игре, чем на учебных занятиях.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.
Давайте поиграем в очень интересные игры!
1. Игры в кругу.
Цели: создание эмоционального настроя, формирование желания играть вместе с другими детьми, побуждение к активности.
«Жила-была Бабка»
Жила-была бабка (руки в боки)
Да жила у речки (разводим руки в стороны).
Захотелось бабке (снова руки в боки)
Искупаться в речке (изображаем плавание).
И купила бабка (руки в боки)
Мыло и мочало (одна рука вытянута вперёд – это мочало, другая «намыливает» - это мыло).
Эта сказка хороша (правая рука в кулаке, большой палец вверх,
Начинай сначала…
«Надувала кошка шар…»
Надувала кошка шар (делают с помощью рук большой круг,
А котёнок ей мешал (грозят пальчиком).
Подошёл и лапкой – хлоп (хлопают в ладошки,
И у кошки шарик – лоп…
2. Игры и упражнения на развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения; закрепление знаний о цвете, величине и форме предметов.
1) Упражнение «Назови и расскажи».
Психолог показывает большой мяч и предлагает определить его величину, цвет и форму. Участники (дети) выполняют задание.
– Покажите рукой форму мяча.
Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.
– Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него сти-хотворение.
Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за психологом стихотворение С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу сначала одной, потом другой рукой.
Психолог оказывает помощь детям, которые неритмично шлепают по мячу. Он кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.
2) Игра «Мячики».
– А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? И т. д.
Дети рассматривают свою одежду и называют соответствующие цвета.
– Я буду играть с мячами – легонько шлепать вас ладошкой, а вы будете прыгать, как мячики.
Психолог, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте. На слова: «не угнаться за тобой» – дети убегают от психолога к воспитателю (родителям). Игра повторяется – и дети убегают от воспитателя (родителей) в объятия психолога.
3) Игра «Мячики прячутся».
Психолог предлагает «мячам» поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети прыгают. На слова: «не угнаться за тобой» – дети разбегаются по группе и прячутся. Психолог ищет детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за креслом, в углу и т. п.).
Игра повторяется 2-3 раза.
– Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.
Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По команде психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».
4) Игра «Найди мячик».
Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.
– В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.
Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от кубика.
3. Экспериментирование.
В раннем возрасте дети активно стремятся к новым впечатлениям, с интересом включаются в предложенные взрослым игры и эксперименты, подолгу с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослому и изобретая новые действия.
Исследовательская деятельность как основной способ познавательной активности в раннем возрасте стимулирует развитие таких личностных качеств как инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.
Игры с водой.
Наливая и переливая воду в различные ёмкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием снега (льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды.
Примеры игр: «Мыльные пузырьки», «Переливалочки», «Тонет – не тонет», «Разноцветная вода».
Педагогам раздаются наборы для выдувания мыльных пузырей, и предлагается поиграть и понаблюдать за мыльными пузырями. Затем проводится обсуждение: какая польза от этой игры? Какие вопросы можно задать детям?
4. Дидактические сказки.
Создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, геометрические формы) «одушевляются»; создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний.
Алгоритм дидактической сказки-задания:
1) Создание образа сказочной страны, в которой живёт одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, образе жизни в этой стране.
2) Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кащей, стихийные бедствия (ураган, ливень, тяжёлые эмоциональные состояния (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
3) Восстановление страны. Чтобы восстановить страну, нужно выполнить определённые задания («упаковка» учебного задания).
Далее педагогам предлагается придумать сказку, используя пособие «Дары Фрёбеля» (модуль №1 «Шерстяные мячики», модуль №11 «Цветные тела»).
Представление дидактической игры «В гостях у сказки» в форме компьютерной презентации.
Рефлексия.
Психолог: Наш мастер-класс заканчивается. Расскажите, что вам больше всего понравилось, что запомнилось? Поделитесь, какие приёмы, методы и техники вы применяете в своей деятельности по повышению познавательной активности детей.
Давайте скажем «спасибо» друг другу за участие в мастер-классе.
Литература:
1. Д. Н. Колдобина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» - М. :ТЦ Сфера, 2010 г
2. А. С. Ронжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» - Книголюб, 2004 г
3. Интернет-ресурсы - https://nsportal.ru, https://www.maam.ru/