Инна Разумная
Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
«Ходьба и движение способствуют игре
мозга и работе мысли».
(Жан Жак Руссо)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, образовательная область «Физическое развитие» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе и это не случайно. По статистике XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье нации. И эта проблема начинается с наших детей. По статистике на 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии, на 1,5% возросла численность детей третьей группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Публикация «Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи» размещена в разделах
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.
Кроме того, этот возрастной период — это период возможности формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей [11]
Даже здоровый дошкольник нуждается в повседневной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни. Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни :
- активно развиваются психические процессы;
-заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;
- дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».
Так же в ФГОС ДО прописано, что каждая педагогическая деятельность должна быть направлена на активное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. Данное определение побуждает к использованию новых форм и методов по формированию здорового образа жизни у дошкольников, через активное сотрудничество с родителями. Поэтому, мною приобретенном направлении моей деятельности по формированию у детей мотивов и потребностей.
Задачи:
- формировать у детей навыки ухода за своим телом;
- вырабатывать стойкую привычку к культурно-гигиеническим навыкам;
- сохранять и укреплять здоровье;
-развивать внимание, сосредоточенность, самостоятельность.
Основными темами в моей работе по формированию основ здорового образа жизни стали :
«Правила гигиены». У детей формируются практические умения и навыки соблюдения правил гигиены [12]
«Знай свое тело». Дети получают представление о строении и функциях организма (кости, мышцы, сердце, мозг, кроме того, рассматриваем влияние на работу этих органов различных форм поведения [7]
«Соблюдай режим дня». Работа направлена на выполнение элементарных правил самостоятельности, воспитание привычек, выполнения основных режимных моментов [9]
«Занимайся физкультурой». Совместно с детьми выявляется значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом [8]
«Правила этикета». Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этики, поведения, питания, общения за столом [13]
Все мероприятия организовываются согласно педагогическим принципам, по своему содержанию которые соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям дошкольников, и структурированы в единую и последовательную систему. Очень эффективны нетрадиционные методы оздоровления : пальчиковая и дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию.
Большое значение в воспитании здорового образа жизни детей имеют современные здоровьесберегающие технологии. Это ритмопластика, динамические паузы (физкультминутки, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика пробуждения, оздоровительный бег,проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) и коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, сказкотерапия [3]
Большинство занятий я строю по стандартной схеме они содержат подготовительную, основную и заключительную части.
Непосредственная образовательная деятельность строится следующим образом и проводится в занимательной игровой форме:
- включаю в содержание занятий информацию о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека
- создаю вокруг ребенка информационную среду «Здоровье», которая влияет на формирование его мировоззрения;
- создаю оптимальные гигиенические условия на занятиях.
Все это способствует созданию положительной мотивации к здоровому образу жизни, формированию привычек, а затем и потребности в сохранении и укреплении собственного здоровья.
Дошкольное учреждение – это важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь [5]
В семье, в общении с родителями, дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, "что такое хорошо и что такое плохо" [5]
Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети-родители-педагоги".
Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей.
Для работы с родителями оформлен тематический уголок «Ступеньки к здоровью», папки-передвижки: «Современные пути оздоровления дошкольников»; где родители могут познакомится с теориями физического развития детей определенного возраста с подборками игр и занятий, бесед, которые можно использовать в домашних условиях.
«О правильной осанке». Проводятся консультации с родителями, родительские собрания по теме : «Экология здоровья», «Здоровью - зеленый огонек». Традиционной формой по формированию здорового образа жизни, как детей, так и родителей, являются проведения мероприятий «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мой папа сильнее всех», «Мамы лучшие спортсменки». Я думаю, для того чтобы быть настоящим пропагандистом идеи здорового образа жизни, детский сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
В процессе взаимодействия с родителями по данной теме стало возможным увидеть, что родители считают данные формы работы весьма интересными. Потому что они направлены на воспитание двигательных умений и навыков, формируют знания о пользе физических занятий, игр и упражнений. Наглядные средства помогают воспитывать выносливость, внимание, самостоятельность, что в дальнейшем способствует эффективному обучению в школе.
Оздоровление детей - комплексный педагогический процесс, который предполагает тесное взаимодействие всего педагогического коллектива. Я разработала рекомендации для воспитателей, где советую включать в свою деятельность физкультминутки, элементы самомассажа, упражнения на релаксацию, то, что дети изучают на занятиях по формированию здорового образа жизни. Темы рекомендуемых консультаций для педагогов: «Использование физкультминуток в организационных формах обучения»; «Подвижные игры для гиперактивных и малоподвижных детей», «Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек».
Итак, результат моей работы в сочетании с систематической деятельностью по оздоровлению детей позволил мне достичь высоких результатов. Снизилась частота простудных заболеваний, вырос уровень развития детей по показателям, связанным с валеологическим образованием. У детей появилась потребность в здоровом образе жизни, выработалось разумное отношение к своему организму.
Практика показала, планомерная работа приводит не только к улучшению здоровья воспитанников, но и повышает их самооценку, воспитывает уверенность, расширяет кругозор.
Забота о здоровье детей зависит от комплексного воздействия со стороны педагогов и родителей. Заботясь о здоровье своих детей в дошкольный период, родителям необходимо создавать благоприятные условия для нормального развития организма. Что в будущем будет способствовать формированию здоровой во всех отношениях личности.
Литература
1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений //Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.
2. Венгер, Л. А. Психология: учебник для вузов // Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М. : Академия, 2007. – 446 с.
3. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников М. Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. – Т. 4 // Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 213 с.
5. Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии // П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец. – М. : Просвещение, 1978. – 240 с.
6. Глазырина, Л. Д. Физическая культура – дошкольникам : программа и программные требования // Л. Д. Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 365 с.
7. В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. Растем здоровым // Москва,2003
8. В. И. Дубровский. Лечебная физкультура //Москва,1999
9. Г. К. Зайцев. Уроки Айболита //СПб, 2003
10. В. С. Кукушкин. Педагогическая валеология// Ростов н/д,2005
11. Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко. Школа здорового человека //Москва,2008
12. К. Люцис. Азбука здоровья // Москва, 2004
13. С. А. Шарыгина. Беседы о здоровье. М: ТЦ Сфера,2005