Светлана Горбачева
«Роль сенсорной культуры в формировании познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
I.Введение.
1. Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного и других видов ощущений и восприятий, формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям и чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Дошкольный возраст считается «золотой порой» сенсорного воспитания.
Публикация «„Роль сенсорной культуры в формировании познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики являются Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, и др. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов современной теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы. Великий педагог Фридрих Фребель следовал принципу «Будем жить ради наших детей», и сегодня этот принцип является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей через проявление многообразия окружающего мира.
Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога Марии Монтессори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Педагогика Монтессори удивительно технологична и продумана. Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…». Задача не в информации, а в насыщении подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям. В трудах М. Монтессори термины «воспитание» и «развитие» встречаются повсеместно, а «образование» и «обучение» значительно реже. Цель воспитания – содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтесори «помощь жизни с самого рождения» и свободная работа детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия.
В настоящее время широко известна и повсеместно используется система дошкольного воспитания Л. А. Венгера. Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Л. А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия, в вооружении ребенка сенсорной культурой. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Свои виды сенсорные эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, во вкусовом и обонятельном. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию. Таким образом, каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.
2. Актуальность выбранной темы.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность познавательного, физического, художественно-эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно сенсорное воспитание дает основу для профессиональной ориентации детей в будущем. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета и других внешних свойств предметов и явлений. А главные истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, начало которого относится к младшему дошкольному возрасту. Следовательно, сенсорное восприятие, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одним из основных направлений в работе нашей группы, выдвигая на первый план задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов развития сенсорных представлений и умений у детей.
II.Основная часть «Роль сенсорной культуры в формировании познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста».
1. Особенности сенсорного развития.
В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями ФГОС в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познавательное развитие» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельности. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, звучания, запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Гипотеза исследования- сенсорное развитие детей будет более эффективно при ряде условий:
1)Создание благоприятной развивающей среды (обогащение сенсорного опыта детей в различных центрах активности в группе)
2)Формирование познавательно-исследовательской деятельности и развитие самостоятельной деятельности дошкольников.
3)Использование разнообразных методов диагностического инструментария.
2. Использование средств сенсорного воспитания в различных формах деятельности с детьми.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Считаю, что главное направление сенсорного воспитания состоит в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего и среднего дошкольного возраста используются : дидактические игры и упражнения, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. В дидактических играх и упражнениях предоставляю детям возможность:
1. повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;
2. оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися
В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают
а) сенсорные эталоны в познавательно-исследовательской и практической деятельности (технология конструирования, моделирования). Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства. В младшем дошкольном возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный, 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, 3 разновидности величины (большой, средний, маленький, то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.
2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т. д. Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины. Соответственно усложняются дидактические игры.
Конструирование и моделирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева, «волшебные превращения» из веревочки, конструирование из счетных палочек тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании. Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез). В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствую не только саму этау деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Таким образом, формирую способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.
б) Образное познание действительности в продуктивной деятельности (рисование, аппликация). Рисование и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы. Изобразительная деятельность и конструирование тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы. На занятиях рисованием, лепкой учу детей правильно называть и различать цвета. Необходимо отметить важность сюжетно-ролевого замысла, который пронизывает занятия продуктивной деятельностью. Достаточно овладеть изображением какой-либо формы, как при повторной ее передаче образ «оживает», действует. Я это учитываю и не превращаю освоение детьми разнообразных форм в скучное и ненужное прорисовывание. Развивая сюжетно-игровой замысел, вижу в неполном еще изображении «живой образ», который привлекает ребенка. Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы из рисования в игру, отличительной особенностью которой является возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности.
3. Совершенствование органов чувств в нетрадиционных играх и упражнениях.
а) многофункциональные тренажеры. Роль родителей в формировании центра сенсорного развития детей.
В группе мы создали предметно-развивающую среду, которая в значительной степени влияет на развитие мозга ребенка. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество. Сенсорный уголок я разделила на несколько зон:
- игрушки для развития мелкой моторики;
- для восприятия формы и величины;
- для восприятия цвета;
- для восприятия звуков;
- для тактильных ощущений;
- оборудование элементарных опытов.
Невозможно ребенку «на пальцах» объяснить цвет и форму предметов, характерные особенности их поверхностей и т. п. Малыш должен все сам увидеть, потрогать, выполнить требуемые действия. Для этого существуют все эти пособия. Некоторые необходимые пособия мы изготавливаем совместно с родителями, используя любые подручные материалы и собственную фантазию. Итак наше нетрадиционное оборудование. Очень проста в изготовлении дид. игра «Разноцветные птички». Пластиковые бутылки, цветная бумага, немного терпения - и вот результат! Дети заботливо "кормят" их, стараясь подобрать "зернышки» (пробок от бутылок) по цвету. Пластиковые бутылки и цветные пробки - замечательный материал для изготовления пособий по сенсорике. Проделать в пробках дырочки - и предложить малышу нанизать их на шнурок, как бусы. И полезно, и занимательно. «Дракончиков» сделать сложнее, но зато каждый из них учит малышей различным навыкам. Детали головы, хвоста, лап одинаковы по размеру и формы для всех дракончиков. Туловище выкраивается по размеру дощечки — основы и в зависимости от функционального назначения пособия. У дракончика можно сделать на спине «гребень» для прищепок. Любимец детей - дракон с откручивающимися крышечками. Это, оказывается, не только развивающий, но и очень занимательный процесс. И практически все малыши умеют выполнять несложные манипуляции с пластиковыми крышками. Заодно происходит знакомство с различными цветами, их многообразием. Он учит детей различать пуговицы по характеру поверности (гладкие, шершавые). Количество дракончиков в «семье»- любое, все зависит от фантазии и возможностей педагога. Главное, чтобы пособия были практичны и добротны, эстетичны и целесообразны в применении. Благодаря данным пособиям знакомим детей с цветом, величиной, формой предметов, развиваем осязание и зрение, упражняем в классификации тактильных ощущений, совершенствуем мелкую моторику пальцев рук и так далее. Хочу поделиться еще одной игрой, которую использую для развития детей. Это многофункциональный развивающий тренажёр. Основу тренажёра изготовили из дерева, прорезали отверстия. В отверстия вставила горлышки от пластиковых бутылок, подобрала пробки разных цветов. Использую тренажёр для развития у детей сенсорных способностей, формирования познавательной активности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности. Малышей знакомила с цветом, развивала сенсомоторику. Детям 6-7 лет можно выкладывать буквы, цифры, составлять разнообразные картинки по схемам и по воображению, использовать для упражнения в счёте, для составления и решения задач. Также можно предложить для игры цветные резинки, шнурки, верёвочки для моделирования разнообразных форм. Цели и возможности использования данного тренажёра многообразны.
б) счетные палочки и веревочки.
Особое внимание мы уделяем счетным палочкам. Счетные палочки очень полезны для развития малышей, для мелкой моторики, для сенсорики. Нехитрые задания помогут ребёнку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Лучше всего запоминать геометрические фигуры, складывая их из палочек, сопровождая заучиванием стишков. Как можно провести работу с детьми от четырех лет: для изучения соотношения числа и количества возьмите карточки от 0 до 10. Выложите карточки по вертикали, а рядом с каждой карточкой положите соответствующее число палочек. Обратите внимание ребенка, что количество палочек все время увеличивается на одну. Дайте ребенку карточки с цифрами. Он должен взять соответствующее количество палочек. Изучаем состав числа. Как можно разложить число 5? Берите для наглядности палочки двух разных цветов и выкладывайте из них число 5: например, две синие и три желтые. Или одна синяя и четыре желтые и т. д. Рисуем палочками. Из палочек можно выложить на плоскости все, что угодно. Выложите из них дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Выложите пешеходный переход, возьмите куколок и учите правила дорожного движения. С помощью палочек можно посадить на полу разноцветные цветы, нарисовать дома, машины. «Палочки — конструктор». Развиваем воображение, творческое мышление. "Логические цепочки". Выкладывание с помощью палочек логических цепочек с определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры может быть два варианта: либо вы выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же цепочку, как ваша, либо вы начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите ребенка продолжить её (второй вариант, конечно, сложнее). "Ритмом" может быть меняющаяся последовательность цветов палочек или их расположения. Начинайте с самых простых цепочек, например, чередование желтой и зеленой палочек. Усложняйте постепенно задания. Можно менять расположение палочек, класть их горизонтально либо вертикально, при этом использовать различные цветовые сочетания. «Игрушки-заместители». Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является необходимым элементом в развитии детской игры. Самый простой пример этого явления — ладошка, приложенная к уху и изображающая телефонную трубку. Ребенок может увлеченно возить по столу кусок хлеба, как машинку, кормить кукол кубиками-пирожными и стрелять указательным пальцем по невидимому противнику. Счетные палочки прекрасно вписываются в сюжетно-ролевые игры. Дети чаще всего представляют их ложками-поварешками и кормят ими кукол, бывает, палочки становятся малюсенькие автоматиками и ружьями, а из кучи палочек, положенных в игрушечную кастрюльку, можно сварить отличные спагетти. Фантазия ребенка и увлеченных воспитателей безгранична.
Итак, сенсорное развитие осуществляю в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие происходит более полным, потому что в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т. е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.